Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
12 декабря 2013, 17:05 • Общество

«Это была, честно скажу, моя инициатива»

Ефим Рачевский: Студентов у нас много. Специалистов мало

«Это была, честно скажу, моя инициатива»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев

«Наша школа уже более 10 лет занимается импортом не дворников, а, можно сказать, интеллектуальной элиты», – заявил газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты, директор столичного центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский. Он рассказал, что часть высказанных президентом инициатив по поводу образования уже реализуется в его школе.

В четверг, выступая с посланием к Федеральному собранию, онлайн-трансляцию которого вела газета ВЗГЛЯД, президент России Владимир Путин заявил, что оценка за выпускное сочинение в школе должна учитываться при поступлении в вузы.

Школ надо строить больше, тогда и не будет двух смен

«Уже давно дано поручение начиная со следующего учебного года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения», – отмечал он.

Кроме того, Владимир Путин призвал руководство страны «оценить масштаб проблемы» с обучением детей в школах в две смены. По словам главы государства, почти четверть российских школ, а в городах – почти половина работают по такой системе. Но на качестве образования это сказывается не лучшим образом. Для решения этой проблемы Путин, в частности, предложил рассмотреть возможность строительства школ и детсадов под одной крышей.

Говоря о вузах, президент отметил, что мобильность студентов в нынешних условиях оставляет желать лучшего. И один из негативных факторов, влияющих на это, – это запредельные цены на общежития при институтах и университетах. «Невозможно до небес их задирать», – посетовал Путин, пригрозив ректорам применить к ним строгие меры, если те не исправятся.

Также Путин предложил обеспечить условия для привлечения в отечественные вузы талантливой молодежи из стран СНГ.

«Мы также должны нарастить экспорт образовательных услуг. Это серьезный инструмент укрепления культурного и интеллектуального влияния. Пора проработать вопрос о создании пунктов проведения ЕГЭ по российским стандартам в странах СНГ на базе центров изучения русского языка в этих странах», – заявил президент. При этом экзамены там должны проводиться одновременно с ЕГЭ в школах России.

Наконец, президент попросил кабмин представить предложения по оптимизации системы военной подготовки студентов. По его словам, молодых ребят можно и нужно обучить полезной военной специальности, при этом не забирая в армию.

«В этой связи есть предложение: не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить саму систему военной подготовки в вузах, дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить воинскую специальность», – уточнил он.

Прокомментировать слова президента газета ВЗГЛЯД попросила члена комиссии Общественной палаты по развитию образования, директора московского центра образования № 548 «Царицыно», народного учителя России Ефима Рачевского.

ВЗГЛЯД: Ефим Лазаревич, президент высказался за то, чтобы при поступлении в вузы учитывались не только результаты ЕГЭ, но и сочинение абитуриента, как раньше. Что вы об этом думаете?

Ефим Рачевский: Я думаю, что это хорошо. Потому что, помимо свидетельства о ЕГЭ, мы вручаем еще и аттестат зрелости. А зрелость предполагает целый ряд вещей. Во-первых, культуру письменной речи. Во-вторых, знание культурологических основ собственного Отечества и мира. В-третьих, способность четко и понятно излагать свои мысли с помощью той же письменной речи. И в-четвертых, способность видеть существенное во всяком другом несущественном. С помощью сочинения как раз и можно продемонстрировать все эти знания. А тот формат проверки, который дает ЕГЭ, очень небольшой.

Ефим Рачевский согласился со многими тезисами Владимира Путина(ИТАР-ТАСС)

Ефим Рачевский согласился со многими тезисами Владимира Путина (фото: ИТАР-ТАСС)

ВЗГЛЯД: А как предполагается учитывать результат сочинения наряду с ЕГЭ?

Е. Р.: А вот то, как он будет учитываться, вызывает у меня определенные сомнения. Может быть, для таких вузов, где есть специальности «Филология» или «Журналистика», это и актуально. Но я бы пошел по другому пути. Если кто-то сочинение не написал – ему просто аттестат зрелости не нужно давать. И он уже ни в какой вуз не поступит.

ВЗГЛЯД: По поводу возрождения сочинений в качестве выпускных экзаменов: судя по дискуссиям в Сети, общество достигло консенсуса по этому вопросу. Действительно ли все согласны на это?

Е. Р.: Все согласны, кроме тех, кому надо писать эти сочинения.

ВЗГЛЯД: Также Владимир Путин пожаловался на завышение платы за общежития для студентов. Мол, ректоры хитрят, зарабатывают таким образом на студентах...

Е. Р.: Этот вопрос я оставлю без ответа. Если бы знал, кто это делает, позвонил бы в прокуратуру.

ВЗГЛЯД: Еще один важный вопрос – Путин призвал больше привлекать талантливую молодежь из СНГ и обеспечить функционирование системы, при которой они могли бы сдавать ЕГЭ на территории своих стран одновременно со школьниками из России...

Е. Р.: Это была, честно скажу, моя инициатива. Наша школа участвует в программе «Московский аттестат». Если будет интересно, наберите в любой поисковой системе в интернете ее название, и вы увидите, что я и мои коллеги этим занимаемся пусть не 15, но больше 10 лет – с 2001 года.

ВЗГЛЯД: Расскажите в общих чертах, как такая сдача экзамена студентами из СНГ будет происходить на практике?

Е. Р.: Уже происходит. Дистанционно. Президент же говорил, кроме прочего, и про необходимость внедрения дистанционного образования. А мы начиная с 2001 года дистанционно учим детей, живущих в СНГ и странах Балтии. Потом мы проводим срезовую работу на предмет того, допустить ли их или не допустить к итоговому экзамену. Потом они приезжают в Москву. И здесь сдают ЕГЭ, получают наш аттестат. После этого они остаются в России в качестве учителей, врачей, инженеров, программистов... Таким образом, наша школа уже более 10 лет занимается импортом не дворников, а, можно сказать, интеллектуальной элиты. И некоторые из них уже являются консультантами Открытого правительства России.

ВЗГЛЯД: Тогда простой вопрос. Зачем нужны студенты из стран СНГ? В России своих студентов мало?

Е. Р.: Дело не в студентах. Студентов как раз у нас много. А вот специалистов действительно мало. Россия стала страной всеобщего высшего и не очень качественного образования. Сегодня стать студентом у нас так же просто, как зарегистрировать какую-нибудь парикмахерскую.

ВЗГЛЯД: Что вы думаете о проблеме обучения в российских школах в две смены?

Е. Р.: Статистикой, в скольких школах это так, я не располагаю. Но в две смены детей учить не нужно, это очень плохо. Президент же еще сказал, что нам нужно дополнительное образование. Это и физкультура, и спорт, и другие кружки. Но заниматься этим негде, когда учатся в две смены. Просто школы надо строить хорошие и озадачить этим вопросом губернаторов. Пусть поменьше строят чиновничьих зданий. Посмотрите, какие роскошные дворцы появляются у налоговой, у других ведомств. Школ надо строить больше, тогда и не будет двух смен.

ВЗГЛЯД: А что вы думаете по поводу обучения студентов военному делу на базе вуза, не забирая его в армию?

Е. Р.: Я сам прошел военную кафедру. И это были самые увлекательные занятия в университете, где я учился. Абсолютно нормальная идея. Ничто так не воспитает в мужчине мужественность, чем пусть даже короткая принадлежность к вооруженным силам.

..............