Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 августа 2011, 22:25 • Общество

«Нужно искать другие варианты»

Олег Смолин: Нужно искать альтернативные ЕГЭ варианты

«Нужно искать другие варианты»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Кобяков

«В этом году специально внесли изменения в закон, запрещающий проносить на ЕГЭ мобильный телефон. Но ребята взяли по два телефона. Один сдали. Второй пронесли с собой», – заявил газете ВЗГЛЯД зампредседателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин. По его словам, только устные экзамены способны снизить уровень коррупции при поступлении в вузы.

Скандал, случившийся при зачислении студентов в Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, в очередной раз поднял вопрос о Едином государственном экзамене.

С моей точки зрения идея добровольности Единого госэкзамена обеспечивает большую объективность

Напомним, приемную комиссию РНИМУ имени Пирогова обвиняют в том, что она зачислила в списки поступающих абитуриентов людей, которых нет на самом деле. При этом «мертвым душам», составляющим 75% списка поступающих, якобы приписали исключительно высокие баллы ЕГЭ. Все это было сделано в расчете на то, что реальные абитуриенты с высокими баллами не станут подавать документы в вуз, куда поступают люди с более высоким баллом, чем у них самих.

Отвадив реальных претендентов на поступление, приемная комиссия якобы получает возможность принимать на места «мертвых душ», которые просто по-тихому вычеркиваются на определенном этапе из списка, студентов с невысокими баллами. Но только тех, кто сможет заплатить за информацию об освободившемся месте. Впервые информацию о «мертвых душах» обнародовал программист из Москвы Сергей Семак.

Генпрокуратура уже начала проверки по фактам, вскрывшимся в приемной комиссии РНИМУ имени Пирогова.

Олег Смолин считает, что выпускникам нужно предоставить выбор(Фото: wikipedia.org)

Олег Смолин считает, что выпускникам нужно предоставить выбор (Фото: wikipedia.org)

ЕГЭ, ставший базой для всех выпускных и вступительных экзаменов в России, который в свое время подавался как средство против засилья коррупции в приемных комиссиях вузов, в настоящее время становится мишенью для критики. Противники ЕГЭ утверждают, что тестовая система только плодит коррупцию.

В свою очередь защитники говорят, что проблема не в ЕГЭ, а в исполнении законодательства, которое игнорируется на местах. И утверждают, что скандалы с ЕГЭ становятся громкими только потому, что нарушения выявляются за счет того, что выделяются на фоне четко отстроенной системы.

Между тем председатель комитета Совета Федерации РФ по социальной политике, здравоохранению и образованию Валентина Петренко заявила в пятницу, что скандал в РНИМУ имени Пирогова может привести к изменениям системы вступительных экзаменов в российские вузы. По ее мнению, при приеме абитуриентов вузам необходимо ввести очные собеседования с кандидатами на поступление.

Зампред думского комитета по образованию Виктор Шудегов высказался за внесение изменений в закон «Об образовании». По его мнению, во избежание повторения ситуации, сложившейся в РНИМУ имени Пирогова, необходимо четко прописать правила приема студентов в вузы. При этом он признал, что главная проблема приема в настоящее время заключается в том, что конкурс проходят только документы – «бумажные абитуриенты», реальных людей комиссии не видят.

Своим мнением о проблеме ЕГЭ с газетой ВЗГЛЯД поделился заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы, депутат фракции КПРФ Олег Смолин.

ВЗГЛЯД: Олег Николаевич, в чем суть уловки с «мертвыми душами», предпринятой приемной комиссией медицинского университета им. Пирогова?

Олег Смолин: Суть в том, чтобы записать в виде «мертвых душ» абитуриентов с исключительно высокими баллами. Это должно отбить охоту подавать документы на поступление у тех, кто реально имеет высокий балл. То есть высокий балл, который все же ниже исключительно высокого балла «мертвых душ». Затем «мертвые души» снимаются из списка, а на их место уже можно принять людей с более низкими баллами, которые будут точно знать, что места есть. То есть своих людей, судя по всему.

Вопрос с Медицинским университетом им. Пирогова – не к законодателям, а к правоохранителям. Наказывайте тех, кто совершил мошенничество, если оно действительно было, кто совершил подлог, если он был совершен. Претензий к закону «Об образовании» нет. Есть претензии к уровню коррупции в стране.

ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете предложения ваших коллег по внесению изменений в законодательство?

О.С.: В прошлом году Генпрокуратура заявила, что выявлено более 2 тыс. нарушений при зачислении абитуриентов в студенты, так или иначе связанных с ЕГЭ уже на стадии вузов. Под каждое нарушение вносить изменения в законодательство, согласитесь, неверно.

Мы, конечно, можем вписать в закон «Об образовании», что мошенничество при зачислении студентов запрещается. Но в Уголовном кодексе уже есть статья, которая наказывает за мошенничество. Мы можем записать, что подлог (как в случае с «мертвыми душами») запрещается, но в УК уже есть и такая статья.

ВЗГЛЯД: То есть менять ничего не нужно?

#{interviewsociety}О.С.: Требуется изменить законодательство о Едином госэкзамене. Если с каждым годом количество скандалов, связанных с ЕГЭ, растет, если МВД признало еще в прошлом году, что коррупция при ЕГЭ выросла в полтора раза, если сегодня мы знаем, что каждый четвертый абитуриент, сдавая экзамен по математике, заходил в Интернет и, скорее всего, получил готовый ответ, это значит, что причина не в отдельных фактах, а в самом явлении.

Мне представляется спорным заявление многих наших политиков о том, что ЕГЭ – относительно лучшая форма сдачи экзаменов. Я думаю, что это худшая, даже по сравнению с предыдущей, форма.

Мы неоднократно предлагали сохранить ЕГЭ только на добровольной основе. Я берусь утверждать, что если бы устный экзамен у старшеклассников, по крайней мере по гуманитарным предметам, принимали под камеру свой учитель, учитель с другой школы и преподаватель вуза, это было бы оптимальной схемой. На устном экзамене невозможно «сдуть» из Интернета готовый ответ, и, как говорил Петр Первый, «дурь каждого была бы видна».

ВЗГЛЯД: Но такая схема во многом повторяет то, от чего ранее отказались в пользу ЕГЭ, так как устный экзамен был раздольем для коррупции.

О.С.: Я считаю, что только описанная схема устного экзамена приведет нас к тому, что оценка знаний независимыми экспертами будет сохранена. При этом будет исключена возможность подтасовки результатов путем использования мобильных телефонов и других средств связи.

Кстати, коллеги из ФСБ говорят о том, что, по их мнению, обеспечить полную информационную безопасность в день проведения ЕГЭ практически невозможно. В этом году специально внесли изменения в закон, запрещающий проносить на экзамен мобильный телефон. Но ребята взяли по два телефона. Один сдали. Второй пронесли с собой. Из-за всего этого объективность результатов экзаменов оказалась ниже, чем при прежней системе.

С моей точки зрения идея добровольности Единого госэкзамена не только дает человеку право выбора, позволяет учителям отказаться от системы натаскивания на бессмысленные тесты, но и обеспечивает большую объективность.

ВЗГЛЯД: Как эта добровольность могла бы быть претворена в жизнь? Фактически, вы предлагаете создать системы, которые дублируют друг друга.

О.С.: Да, получаются две системы. Но я хочу напомнить, что две системы уже реально существуют. Ряд категорий граждан имеет возможность не сдавать ЕГЭ. Призеры олимпиад, иностранцы, те, кто получает высшее образование на базе средне-профессионального, те, кто получает второе высшее образование, те, кто окончил школу до 2009 года, а также лица с ограниченными возможностями здоровья.

Во многих случаях это около 40% всех абитуриентов. Поэтому наше предложение будет означать только изменение потоков. Если верить социологам, более половины выпускников предпочли бы ЕГЭ традиционную форму экзамена. Только около 10% предпочли бы ЕГЭ. Остальные на момент опроса не определились.

Я думаю, что эта версия наиболее рациональна. Мы ее внесли в виде составляющей большого законопроекта «Об образовании». Наш альтернативный большой проект «О народном образовании» будет рассматриваться в Думе осенью одновременно с правительственным проектом.

ВЗГЛЯД: Хотелось бы вернуться к ситуации с Медицинским университетом им. Пирогова. Насколько она уникальна? Ранее о скандалах на стадии зачисления в вузы особо слышать не приходилось.

О.С.: Вы ошибаетесь. Как я уже сказал, Генпрокуратура в прошлом году нашла более 2 тыс. нарушений именно на стадии зачисления в вузы. То есть на этой стадии коррупция в ЕГЭ не была искоренена. Она в каком-то смысле была уменьшена, но все равно сохранилась.

ВЗГЛЯД: Так может, стоит просто бороться с коррупцией, заставляя людей исполнять закон о ЕГЭ?

О.С.: Пробовали всяко. ЕГЭ в эксперименте был восемь лет. И уже три года работает в штатном режиме. При этом количество коррупции, как я уже говорил, по данным МВД, увеличилось в полтора раза. Количество скандалов увеличилось неизвестно во сколько раз, а объективность результатов упала. Никогда еще у нас не было оснований полагать, что каждый четвертый ребенок списал на экзамене.

Это говорит только об одном: ЕГЭ представляет собой некую системную ошибку. Пора перестать думать, что в рамках ЕГЭ можно решить проблему. Нужно искать другие варианты.