Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
8 июля 2011, 21:21 • Общество

Atlantis уходит в небо

Последний шаттл отправился в свой последний полет

Atlantis уходит в небо
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

30-летняя история космической программы Space shuttle завершается. После приземления корабля Atlantis только Россия сможет в ближайшие годы возить экипажи на МКС. Однако эксперты считают, что это не повод для самоуспокоения: США скоро могут создать такую космическую технику, до которой России будет очень далеко.

В пятницу с мыса Канаверал (штат Флорида) стартовал шаттл Atlantis с экспедицией STS-135. Корабль должен доставить астронавтов на МКС 10 июля.

#{image=534056}Командир корабля Крис Фергюсон (Chris Ferguson) отправился в космический полет на шаттле в третий раз. Для пилота Дага Херли (Doug Hurley) этот полет стал вторым. В состав экипажа также входят астронавты Сэнди Магнус (Sandy Magnus) и Рекс Уолхейм (Rex Walheim).

В рамках миссии, которая продлится 12 дней, астронавты, в частности, проведут эксперимент по тестированию инструментов и технологий, необходимых для автоматизированной дозаправки спутников на орбите, и доставят на станцию логистический модуль Rafaello с грузом запасов для станции. Команда шаттла также заберет с МКС сломанный насос системы охлаждения – инженеры на Земле намерены установить причину его поломки.

До последнего момента руководство NASA не могло уверенно ответить, что полет состоится в назначенный срок – вероятность того, что погодные условия в районе космического центра имени Кеннеди помешают шаттлу стартовать вовремя, оценивалась в 70% из-за возможных дождей и гроз.

Полетом Atlantis завершается 30-летняя история программы Space shuttle. Выведенные из эксплуатации корабли будут переданы в американские музеи. По словам главы NASA Чарльза Болдена (Charles Bolden), никогда не летавший шаттл Enterprise, который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. Его место в Смитсоновском институте займет шаттл Discovery. Шаттл Indevor встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. «Атлантис» после возвращения на Землю будет выставлен в космическом центре имени Кеннеди во Флориде.

Причина прекращения полетов шаттлов – выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков.

«В экономическом плане, наверное, челноки не оправдали себя. Но космическую деятельность нельзя выразить только в финансовых показателях, – сказал газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, доктор наук американского университета Гопкинса Юрий Караш. – Никакой другой космический корабль не мог так запросто положить себе в грузовой отсек модуль для космической станции и привезти его на орбиту, не мог поднять в космос семь человек за один раз, не мог подлететь к другому космическому аппарату и отремонтировать его, как это делал пять раз Space shuttle с бригадой ремонтников на борту; ни один корабль не обладал такими маневровыми способностями, как Space shuttle. В целом я считаю, этот корабль безусловно оправдал себя. Благодаря ему Америка имела надежный, беспрепятственный, достаточно интенсивный доступ в космос в течение 30 лет, за исключением двух перерывов (в первый раз в связи с катастрофой Challenger, второй раз в связи с гибелью Columbia). Сейчас этот доступ остался только у России и Китая, а если говорить о Международной космической станции, то только у России».

#{image=534060}«На смену шаттлам придут другие корабли, возможно, дешевле и надежнее, но больше такого универсального корабля в обозримом будущем не будет», – добавил эксперт.

Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на сумму 753 млн долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года. Данный контракт является расширением предыдущего контракта на сумму 355 млн долларов, заключенного в апреле прошлого года и касавшегося периода 2013–2014 годов. Новое соглашение будет действовать до 30 июня 2016 года.

В рамках контракта корабли «Союз» в 2014–2015 годах доставят на МКС 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а затем обеспечат их возвращение на Землю.

Вместе с тем эксперты предупреждают, что в таких условиях российская космическая отрасль не должна стоять на месте. «Самая большая опасность в этой ситуации для России – это возомнить себя космическим лидером или подумать, что нынешний status quo российской космонавтики отвечает потребностям России в развитии ее науки и техники, в частности космической программы. Анатолий Перминов (экс-глава Роскосмоса – прим. ВЗГЛЯД) периодически фонтанировал восторгом по поводу того, что Россия больше всех в мире запустила ракет носителей и, значит, Россия – мировой космический лидер. Я в таких случаях всегда приводил такой пример – Волжский автозавод выпустил в прошлом году 500 тыс. автомобилей, а Bentley – только 10 тыс. Это что, значит, что Россия обогнала Англию в области автомобилестроения? То, что Россия является сейчас единственной страной, которая может доставить людей на Международную космическую станцию, означает только то, что Россия является единственной страной, которая может доставить людей на Международную космическую станцию. Не надо отсюда делать никаких глобальных выводов о том, что это доказало правильности российского пути в космосе и т. д. Подобные выводы будут подрывать отечественную космонавтику, лишать ее стимула к развитию и в итоге способствовать ее загниванию и разложению».

«В 60-е годы, когда «Союз» отправлялся с экипажем из двух–трех человек на околоземную орбиту и летал там неделю или чуть больше, это было оправданно, – отметил он. – Потому что Советский Союз еще только учился летать в космосе. Это было объяснимо. Но сейчас, на нынешнем этапе развития науки и техники, развития космонавтики отправлять в космос корабль, пусть даже самый совершенный, самый замечательный, по сценарию полетов «Союзов» 60-х годов абсолютно неоправданно. Потому что в современных условиях корабль – это всего лишь трап, по которому на борт околоземного комплекса доставляются люди и грузы. Причем я не имею в виду обязательно околоземную станцию. Ведь даже пилотируемый комплекс для исследования и освоения дальнего космоса все равно будет собираться на околоземной орбите и какое-то время будет околоземным комплексом. Вот на этапе его сборки очень понадобятся корабли. А если такого комплекса не будет, единственной целью этих кораблей может быть перевозка космических туристов».

«Американцы к 2025 году собрались лететь к астероиду, они создают технику для этого, создают новые космические корабли, которые будут осваивать эту технику. А мы делаем из себя Иванов-дураков, говорим, что мы космические лидеры. Приведу такой пример: вы в Объединенных Арабских Эмиратах едете на «Мерседесе». И вдруг он сломался, а вам нужно срочно попасть в какое-нибудь место. И вдруг вы видите, что по обочине этой дороги едет бедуин на верблюде. Вы просите его подкинуть вас до города. Бедуин говорит: «Нет проблем, плати 753 млн долларов, садись и поехали. Так что это значит? Что верблюд лучше Мерседеса? Или что бедуин был прав, не вкладывая деньги в развитие автомобилестроения, а продолжая увеличивать поголовье верблюдов? Нам очень важно в этой ситуации не уподобиться этому бедуину. Если это произойдет, то через несколько лет, когда у американцев появится, образно говоря, «Мерседес», мы будем вызывать только смех во всем мире и будем вызывать интерес только для тех людей, которые будут согласны заплатить, чтобы покататься на верблюде», – заключил эксперт.

..............