Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.
Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Константин Стрелков: 4 или 5 мостов могут затрястись
@ ИТАР-ТАСС
Tекст: Ярослав Козулин
«Эти колебания можно было предсказать, но существующие СНиПы не требовали испытывать балочные мосты в аэродинамической трубе», – рассказал газете ВЗГЛЯД об исследовании волгоградского моста и выявлении еще одного опасного его близнеца замначальника НИО-19 ЦАГИ Константин Стрелков.
Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) завершил испытания модели автодорожного моста через реку Волгу у города Кинешмы на аэроупругую устойчивость. Как оказалось, при скорости ветра более 20 м/с у этого моста могут возникнуть колебания типа «ветровой резонанс». Напомним, что в мае прошлого года именно это явление привело к «танцам» волгоградского моста с размахом до 0,75 метра, что наблюдалось впервые в практике балочного мостостроения.
До сих пор ни на одном балочном мосту таких колебаний не возникало
После завершения исследований модели волгоградского моста и выдачи рекомендаций по устранению опасности возникновения подобных колебаний в ЦАГИ было принято решение испытать модели аналогичных конструкций, имеющих пролеты такой же длины. Первым из них стал находящийся в эксплуатации с 2003 года автодорожный мост возле Кинешмы.
Эксперимент проводился в аэродинамической трубе Т-103 ЦАГИ на отсечной модели пролетного строения моста, выполненной в масштабе 1:30, при скоростях потока до 40 м/с. По словам заместителя начальника НИО-19 ЦАГИ (отделение аэроупругости, норм прочности и нагрузок) Константина Стрелкова, для устранения возможности колебаний специалистами института были исследованы пять вариантов обтекателей. «В ходе испытаний мы разработали наиболее оптимальную конструкцию, способную повысить безопасность эксплуатации действующего строения. По итогам проведенных работ заказчику была выдана рекомендация: по обоим боковым торцам нескольких пролетов моста установить разработанные в ЦАГИ специальные обтекатели для гашения колебаний», – отметил Стрелков.
Отметим, что автодорожный мост через реку Волгу у города Кинешмы стал 16-м испытанным в Центральном аэрогидродинамическом институте имени проф. Н. Е. Жуковского. До этого в аэродинамических трубах ЦАГИ были исследованы модели различных балочных и вантовых мостов. В их числе модели вантовых мостов через Обь (Сургут), через Москву-реку (в Серебряном бору), через Оку (Муром), через Волгу (в Дубне), через реку Самару (в Самаре) и вантовый мост на острове Русский через пролив Босфор Восточный (Владивосток), говорится в сообщении ЦАГИ.
По мнению Константина Стрелкова, колебания моста в Волгограде можно было предсказать (фото: из личного архива)
За подробностями газета ВЗГЛЯД обратилась к Константину Стрелкову, руководившему испытаниями.
ВЗГЛЯД: Константин Сергеевич, ЦАГИ завершил испытания на аэроупругую устойчивость моста. Что вообще означает этот показатель?
Константин Стрелков: Практически любой современный мост является плохо обтекаемым телом. Самолет вот хорошо обтекаем, и то у него возникают подобные проблемы. А плохо обтекаемое тело заранее обречено на то, что на нем будут возникать различные воздушные «срывные» явления, образовываться вихри. Эти вихри представляют собой пульсирующее изменяющееся давление, которое приводит к тому, что на мост поперек потока действует переменная сила. Воздействие вихря происходит в вертикальной плоскости, по поверхности. В результате возникают колебания...
ВЗГЛЯД: Как это можно представить наглядно?
К. С.: В механике есть такое понятие, как резонанс. Каждая конструкция, имеющая некоторую жесткость и массу, способна совершать колебания с деформацией ее формы. Эти колебания происходят при так называемых собственных частотах, зависящих от геометрии конструкции, величин и распределения по конструкции массы и жесткости.
При внешнем динамическом воздействии конструкция охотно откликается, когда частота воздействия и частота собственная совпадают, в итоге возникает явление резонанса. Вихри, всегда возникающие при обтекании ветром мостового пролета, содержат составляющие с разными частотами и разной интенсивности. При определенной скорости, называемой критической скоростью ветрового резонанса, среди этих вихрей создается один с достаточно большой мощностью воздействия, попадающий в резонанс с собственной частотой объекта, и возникает явление, которое мы могли наблюдать на «танцующем» волгоградском мосту.
ВЗГЛЯД: Инцидент с мостом в Волгограде стал для вас неожиданностью?
К. С.: ЦАГИ занимается мостами только тогда, когда есть обращения от мостовиков. Когда произошли колебания моста в Волгограде, мы ознакомились с его характеристиками, и сразу стало понятно, что произошло. Эти колебания можно было предсказать, но существующие СНиПы (строительные нормы и правила – прим. ВЗГЛЯД) не предусматривали обязательного экспериментального исследования аэроупругой устойчивости балочных мостов. Для вантовых, висячих мостов, действительно, было предписано проведение испытаний в аэродинамической трубе, чтобы проверить расчеты на устойчивость. Для балочных мостов этого не было.
Но до сих пор ни на одном балочном мосту таких колебаний не возникало. Есть ведь инерция в мышлении, и, чтобы произошли изменения, должно случиться что-то выходящее из ряда. Важен факт прецедента.
Пока мосты имели достаточную строительную высоту и не очень длинные пролеты, низшая собственная частота у них была около 1 герца, то есть одного колебания в секунду. У таких мостов тоже мог возникать ветровой резонанс, но при скорости ветра более 35–40 м/с, чего в России практически не бывает. Объясню, почему: шквал, смерч может достичь и 50 м/с, но он не вызовет ветрового резонанса, потому что он кратковременен, а для развития колебаний нужно достаточно длительное воздействие – несколько минут при определенной скорости, называемой критической скоростью ветрового резонанса. Тогда мост раскачивается. Он начинает раскачиваться медленно: масса все-таки огромная, тысячи тонн! Раскачивается от ветра, хотя многие свидетели того, что происходило с волгоградским мостом, говорили, что быть такого не может – чтобы ветер раскачал такую махину.
ВЗГЛЯД: То есть волгоградский мост «затанцевал» из-за резонанса колебаний конструкции и порывов ветра?
К. С.: Да, волгоградский мост был первым, кто «вляпался» – я прошу прощения за это выражение – в эту ситуацию. Там дул постоянный ветер со скоростью от 14 до 16 м/с, что как раз по формулам совпало с резонансом самого моста на первой частоте. Это никакое не уникальное явление. Но СНиП не требовал испытывать такой мост в аэродинамической трубе. Никто не станет тратить деньги на то, что не предписано, чтобы потом еще и оказаться на карандаше у Счетной палаты. И экспертиза этого не пропустит. И до сегодняшнего дня испытания таких мостов не требовалось. Сейчас ведутся обсуждения изменений СНиПа, но пока еще новый СНиП не принят. А делать это нужно обязательно – дорабатывать правила, действующие в этой области.
#{image=371831}ВЗГЛЯД: Сколько всего в России мостов, похожих на волгоградский, которые может постичь его участь?
К. С.: Четыре или пять. Каждый из них может затрястись – при разной силе ветра, потому что частота каждого зависит от длины пролета, высоты сечения пролетного строения. Например, низшая критическая скорость для моста в Кинешме, который мы тестировали в ноябре прошлого года, 20–22 м/с. Это реальная скорость, но, видимо, за те годы, что мост там открыт, такого пока не случалось. Но поскольку сейчас стали делать длинные мосты – в Саратове, в Казани, – опасность повторения волгоградского инцидента увеличивается.
ВЗГЛЯД: Что можно было сделать в Волгограде, чтобы мост не «танцевал»?
К. С.: Речь главным образом идет о внутреннем трении в конструкции. Железобетонные мосты имеют большое внутреннее трение, поэтому явления ветрового резонанса у таких мостов не наблюдается. А стальная конструкция, тем более сварная или хорошо собранная на болтах, имеет очень малое внутреннее трение (низкий декремент колебаний). Изменить это можно только искусственно, добавляя в конструкцию различные демпфирующие элементы. Такое решение и было принято для волгоградского моста.
ВЗГЛЯД: Исследованный вами мост в Кинешме безопасен?
К. С.: Сейчас, когда произошел случай в Волгограде – а у моста в Кинешме очень близкие характеристики, – конструкторы сразу обратились к нам с предложением «продуть». Мы «продули», нашли некое приемлемое решение. Надо сказать, что приемлемое решение – тоже сложный вопрос. Дело в том, что скорость ветра в каждом регионе своя. Там есть такие понятия, как повторяемость раз в 50 лет и т. д. В соответствии с этим в каждом регионе свое решение в виде установки обтекателей.
У Кинешмы климат несколько иной, чем в Волгоградской области, где степи, на просторах которых разгуливаются ветра. Дело кончилось тем, что мы выдали рекомендации, заказчик отправил их в администрацию Ивановской области, область сейчас решает, применять или не применять предложенные обтекатели.
ВЗГЛЯД: А как сейчас обстоят дела с волгоградским мостом?
К. С.: Волгоградский мост сейчас не защищен. Кстати, отмечу, что этот мост несимметричный и при продолжительном южном ветре со скоростью в районе 15–17 м/с может начать колебаться с еще большей амплитудой. Тогда могут быть более тяжкие последствия, нарушения в конструкции, деформации, чем произошедшие 20 мая прошлого года.
В настоящее время заканчивается очень длинная процедура утверждения намеченного проекта работ. Начинаются работы по установке внутри трех пролетов моста специальных поглотителей колебаний с подвижной (подрессоренной) массой около 7 тонн. Эти устройства должны увеличить декремент колебаний до уровня, гарантирующего безопасную эксплуатацию моста. Эти работы будут закончены, по-видимому, не раньше чем к осени этого года. Следует отметить, что в настоящее время мост оснащен системой мониторинга, постоянно контролирующей динамику моста.
Впервые судостроительный завод «Звезда» поставил заказчику газовоз самого высокого ледового класса. Это уникальные танкеры, которые, по сути, кроме России, никому не нужны. Их делали в Южной Корее только для российских арктических СПГ-заводов. Однако радостная новость первых поставок омрачается рядом серьезных технологических проблем, которые России предстоит решить ради роста экспорта СПГ.
Подробности
Минюст США опубликовал новую порцию рассекреченных документов по «делу Эпштейна». При этом то, что подчиненные Дональда Трампа пытались скрыть, внезапно стало общедоступным из-за технической ошибки. Все это грозит кончиться для Трампа плохо. А для России, скорее хорошо.
Подробности
В России появился новый авиадвигатель для боевых самолетов – летающая лаборатория на базе Су-57 впервые поднялась в воздух с использованием так называемого изделия 177. Какими характеристиками обладает данная силовая установка и как она способна усилить российские истребители пятого поколения?
Подробности
Наложить лапу на замороженные активы России внезапно выразили желание и в Польше – под предлогом «репараций» за «преступления» СССР. Откуда в Варшаве возникла это кощунственная идея, как она связана с аналогичными претензиями в адрес Германии – и что в реальности делал с послевоенной Польшей Советский Союз?
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.
Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
В новом массиве документов по «делу Эпштейна», опубликованных Минюстом США, много позорного, смешного и подозрительного. Этого хватит, чтобы через год с небольшим президенту Дональду Трампу объявили импичмент. Но для России от такого исхода дела будет польза.
Владимир Зеленский заявил, что часть так называемых гарантий безопасности, которые США предоставят Украине в обмен на прекращение конфликта, будут частично засекречены. Несмотря на это, понятно, о чем идет речь: Зеленского хотят обдурить.
Руководство Украины «в частном порядке» признает, что ему не удастся сохранить контроль над примерно 18-20% территории Донбасса, где все еще находятся ВСУ. Об этом заявил вице-президент США Джей Ди Вэнс, реагируя на очередной «хитрый маневр» Владимира Зеленского.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Чтобы получить богатый урожай с минимальными усилиями, опытные садоводы советуют согласовывать работы с природными циклами. Лунный посевной календарь на 2026 год – это ваш персональный гид по благоприятным дням для посадки, обрезки и ухода за растениями. В нем учтены фазы Луны и ее положение в знаках зодиака, что поможет повысить всхожесть семян, улучшить приживаемость рассады и в итоге собрать больше овощей, фруктов и ягод. Все, что нужно знать для планирования успешного сезона, в этом подробном руководстве.
Родительские субботы занимают особое место в православном календаре и связаны с традицией поминовения усопших. В эти дни Церковь призывает верующих к молитве за умерших родственников и всех крещеных христиан. Чтобы понять смысл этих дат и правильно подготовиться к поминовению, важно разобраться, что такое родительские субботы и когда они совершаются.
Для миллионов жителей России и других стран 7 января – один из самых светлых и значимых праздников. Эта дата знаменует Рождество Христово по юлианскому календарю, который продолжает использовать Русская православная церковь. Праздник символизирует рождение Иисуса Христа – событие, которое стало основой христианской веры, несущей миру идеи надежды, спасения и всепрощающей любви. Газета ВЗГЛЯД публикует красивые бесплатные открытки, которыми можно поздравить родных и близких с этим светлым праздником.
Весьма неприятный подарок под Новый год преподнес Дональд Трамп главе киевского режима Владимиру Зеленскому: президент США потребовал провести на Украине президентские выборы. В Киеве до последнего времени отказывались проводить голосование, выдвигая для него неприемлемые условия – но на этот раз Зеленскому будет сложно отвертеться от выборов.
После коррупционного скандала и бегства приятеля Владимира Зеленского и совладельца его студии «95-й квартал» Тимура Миндича могут всплыть свидетельства о причастности самого Зеленского к масштабной коррупционной схеме, благодаря которой огромные суммы оседали в карманах ключевых украинских чиновников.
Украинская энергосистема погрузилась в хаос, по всей стране начались масштабные отключения электричества. Это стало результатом ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре Украины для осложнения работы украинского ВПК и военной логистики.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.