Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
17 июня 2010, 18:15 • Общество

«Люди привыкли вертеть свои гайки»

Наталья Зубаревич: Решение проблемы Пикалево – в мобильности

«Люди привыкли вертеть свои гайки»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алексей Шелестов

Обострение социальной обстановки в Пикалево заставило прокуратуру Ленобласти внести город в список криминогенных и социально напряженных районов. В четверг туда направился областной прокурор, который намерен лично принять граждан. Директор региональной программы Независимого института социальной политики профессор МГУ Наталья Зубаревич рассказала газете ВЗГЛЯД, почему кризис в Пикалево будет продолжаться и как можно этого избежать.

– Наталья Васильевна, Генпрокуратура в четверг выразила обеспокоенность по поводу нового роста социальной напряженности в Пикалево, а прокурор Ленобласти Сергей Литвиненко даже отправился в моногород, чтобы в режиме личного приема встретиться с  жителями. С чем связана такая активность ведомства, что снова происходит в Пикалево?
– Я не слежу за Пикалево в регулярном режиме, но, судя по всему, там опять возникли проблемы с производством.

Если закрывать работающий там бизнес – эти промплощадки надо санировать, вычищать – вы же представляете себе, это химическое производство

Понятно, что в городе неизбежно что-то будет происходить, потому что там искусственно заставили продолжать экономически неэффективное производство. Местные предприятия получают сырье по такой цене, которая делает нерентабельной готовую продукцию. Так что там, конечно, может быть определенное количество временных решений – но экономику же не отменишь.

Производство в Пикалево разбито на три технологические части. И оно стопорится уже на первой стадии, принадлежащей Дерипаске, потому что он получает с Кольского полуострова сырье по цене, которая не делает готовую продукцию рентабельной.

Это старый, 1930-х годов, завод, работающий на очень плохом сырье. Поэтому, на мой взгляд, проблемы у него будут постоянно – до тех пор пока на мировых рынках не вырастет цена на минеральные удобрения, которая покроет эти очень высокие издержки.

Я не знаю сейчас ситуацию на мировом рынке точно, однако она стала немного лучше по сравнению с кризисным периодом – во всяком случае, Уралкалий работает вполне рентабельно. В Пикалево просто более дорогое сырье – и оно более низкого качества. На существующих линиях там не будет устойчивого производства.

– А как же план по поддержке моногородов, он не поможет?
– Пикалево попало в список моногородов (которым гарантирована поддержка из госбюджета – прим.), однако реально деньги выделялись в основном Тольятти, какую-то сумму дали Нижнему Тагилу и немножко – Соколу. А Пикалево просто «торчит» в этом списке. Оно, конечно, получит какие-то деньги, но это проблем города не решит.

– Но и в приезд Путина год назад, и в начале года местные власти рапортовали о том, что в городе планируют предпринять меры, позволяющие снизить зависимость от трех градообразующих предприятий. Предполагалось, в частности, развивать малый бизнес – для создания современных, высокотехнологичных производств даже были выделены площадки...
– Это все бла-бла-бла. Малый бизнес – он, вообще-то, работает на потребителя. Если у потребителя нет зарплаты, что он будет покупать? Малый бизнес в России и так развивается с диким скрипом, а в подобных городах ситуация усугубляется еще и тем, что у людей мало денег.

По мнению Натальи Зубаревич, необходимо растолковать жителям Пикалево пользу мобильности (фото: hse.ru)

По мнению Натальи Зубаревич, необходимо растолковать жителям Пикалево пользу мобильности (фото: hse.ru)

– Во время прошлогоднего всплеска напряженности в Пикалево некоторые эксперты упрекали жителей этого города в отсутствии мобильности, говоря о том, что частично ответственность за бедственное положение несут они сами – мол, Санкт-Петербург, где всегда есть какая-то работа, находится всего в 200 километрах...
– Есть такая проблема. Население российских моногородов – и вообще, промышленных городов – это, как вы понимаете, не самые передовые люди страны. У них и с образованием, и с мобильностью проблемы: люди привыкли, сидя на одном месте, вертеть свои гайки.

Молодежь уезжает. А люди старшего и среднего возраста не готовы на такие «подвиги» – и они ждут, пока все вернется на круги своя, – а оно не возвращается. Людям очень трудно понять, почему раньше завод работал, а теперь работать перестал.

Решение проблемы Пикалево – в увеличении мобильности людей. Надо решать проблему с удобными электричками в Питер, помогать людям с местами временного проживания там, где есть работа, – к примеру, на находящемся в 200 километрах оттуда НПЗ Сургутнефтегаза.

Притаскивать туда новые бизнесы сложно – нет свободных промплощадок. А если закрывать работающий там бизнес – эти промплощадки надо санировать, вычищать – вы же представляете себе, это химическое производство. Проще напалмом.

– Если резюмировать, какие меры социального и экономического характера помогут решить проблему Пикалево?
– Первое и самое важное – это очень четкое информирование людей о том, где и какие возможности для работы есть в соседних городах и регионах, а самое главное – донесение правды о том, что этот завод, в общем-то, нежизнеспособен – еще десятки лет он работать не будет.

Второе – вытаскивание молодежи – на учебу, куда угодно. Надо повышать отток молодежи из города – нет там работы.

Третье – переподготовка за государственные деньги под какие-то понятные бизнес-задачи.

Четвертое – да, поддержка малого бизнеса, но с пониманием того, что малый бизнес в этом городе будет вырастать очень тяжело.

Пятое – поддержка транспортных расходов населения – может быть, введение каких-то льгот на проезд до Санкт-Петербурга. Поиски в Северной столице, под ней общежитий или каких-то мест гостиничного типа – для того чтобы деятельные люди, которые могут перемещаться, имели соответствующую поддержку. Если в семье мужик нашел работу – семья уже как-то проживет.

И последний момент – пока держать бюджетные рабочие места. Нельзя там ничего сокращать. Потому что тогда люди выходят на улицы. Это надо делать очень аккуратно. Сейчас идет бюджетная оптимизация, происходит повсеместно сокращение расходов. В таких городах это нужно делать очень аккуратно, а лучше и вовсе отложить.

..............