Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
21 мая 2010, 18:34 • Общество

«Решение суда меня поразило»

Александр Дворкин: Грабовой изощренно пытает людей

«Решение суда меня поразило»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Николай Анищенко

В пятницу после четырехлетнего заключения вышел на свободу главный сектант России – Григорий Грабовой. Суд посчитал возможным освободить обманщика бесланских матерей условно-досрочно. Глава сектоведческого Центра св. Иринея Лионского, председатель экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте Александр Дворкин в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал, в чем опасность Грабового и что дальше будет с его сектой.

– Александр Леонидович, деятельность Грабового оценивают по-разному. Как вы считаете, насколько опасен этот человек?
– Грабовой, безусловно, опасен как глава тоталитарной секты, которую он возглавляет и которая дождалась его выхода. Судя по заявлениям его последователей, секта продолжит свою деятельность, а Грабовой по-прежнему будет находиться во главе нее. То есть ни о каком исправлении, которое должно было наступить в результате его пребывания в пенитенциарной системе, речь, по всей видимости, не идет.

У Грабового то ли есть какие-то посторонние покровители, то ли он просто использовал какую-то коррупционную схему для своего выхода на свободу

– Чем он привлек такое количество последователей?
– Наверное, это можно объяснить, с одной стороны, абсолютным религиозным невежеством тех людей, которые попались на его уловки. А с другой – в ситуации стресса, в которой находились все эти люди, которые утратили своих близких или были больны какими-нибудь тяжелыми болезнями, они поверили в эти несбыточные обещания. Как утопающий цепляется за соломинку, так и они ухватились за обещания Грабового.

И по-прежнему исполнение их желаний (т. е. возвращение умерших родных) в их уме привязано к верности Грабовому. Он ведь сказал, что воскресил кого-то из их близких – просто на другом конце земного шара. Значит, нужно сохранять верность Грабовому, заниматься по его методикам – и таким образом приблизить встречу с воскрешенным.

Александр Дворкин подозревает, что Грабовой вышел на свободу не просто так (фото: miloserdie.ru)
Александр Дворкин подозревает, что Грабовой вышел на свободу не просто так (фото: miloserdie.ru)

– То есть многие пострадавшие себя пострадавшими не признают?
– Совершенно верно. При этом, естественно, ни одного случая воскрешения не зафиксировано. Но люди верят. Им до такой степени хочется увидеть своих близких, что если малейшая знакомая черта проскакивает в толпе, бросаются стремглав. Иногда просто свои галлюцинации выдают за действительное. Таким образом, Грабовой просто подвергает этих людей изощренной пытке: они потеряли своего близкого – и теперь в бесконечном ожидании, что он вернется. Это страшнее даже, чем просто утрата.

– При вынесении решения об условно-досрочном освобождении Грабового суд посчитал важным тот факт, что он участвовал в общественной деятельности колонии и был председателем библиотеки. Как вы оцениваете решение суда – было ли оно объективным?
– Решение суда меня очень поразило. Потому что основной принцип применения условно-досрочного освобождения – это чистосердечное раскаяние человека, которое дает некую гарантию, что он больше не вернется к прежней преступной деятельности. И как раз этот элемент у Грабового полностью отсутствовал – и очевидно, что он собирается вернуться к тому же, за что он сел. Это вызывает очень серьезное удивление судебным решением и заставляет подозревать, что у Грабового то ли есть какие-то посторонние покровители, то ли он просто использовал какую-то коррупционную схему для своего выхода на свободу – иначе я объяснить это не могу.

– Что нужно делать правоохранительным органам в этой связи?
– Внимательно отслеживать деятельность Грабового. И – учитывая, что он освобожден именно условно-досрочно, – в случае, если он вернется к прежней деятельности, его необходимо будет вернуть туда, откуда его освободили.

– Одним из мотивов условно-досрочного освобождения стало то, что Грабовой полностью выплатил компенсацию пострадавшим от своей деятельности. Как вы думаете, пострадавшие, которые приняли компенсации, его простят?
– Это вопрос к этим людям.

– Еще не будучи освобожденным, Грабовой заявил о своем желании помочь найти 24 шахтеров, которые до сих пор находятся под завалами после аварии на шахте «Распадская» в Междуреченске. Как вы считаете, после всего того, что он сделал, есть ли у него шансы снова войти в доверие к родственникам пропавших шахтеров?
– Вы знаете, он опять применил такой подлый прием: люди, которые потеряли своих близких, находятся в стрессовом состоянии – соответственно, их внушаемость повышена. И он опять ударяет по самому болезненному – опять пытается втереться в доверие к людям, которые в данный момент могут быть не очень адекватными из-за стрессового состояния, и опять вселить в них ложную надежду и таким образом приобрести себе политические дивиденды. Это просто очень подлый и мерзкий поступок Грабового.

– Как вы считаете, почему люди верят таким, как Грабовой?
– Ответ заключается в том, при помощи каких методов тоталитарные секты увлекают людей – при помощи обмана. В случае с Грабовым это наукообразная фразеология. А ведь вера в науку, которая способна все решить, – это у нас еще с советского времени осталось.

..............