«В течение двух лет мы переоборудуем все сигнализаторы турникетов новыми устройствами памяти, более техничными», − пообещал в среду руководитель службы сбора доходов Московского метрополитена Владимир Жучков.
Чаще всего причиной сбоя являются посторонние предметы в кошельке пассажира
 Билет метро, действительный по 1 октября 1945 года (фото: metro.ru) |
В 2010 году, по его планам, будет переоборудовано 115 турникетов, остальные подвергнутся модернизации в 2011-м.
Отметим, что речь идет о замене считывающих устройств только на турникетах старого образца − тех, что по умолчанию открыты, а при попытке пройти без билета закрываются с громким лязгом. Турникеты с «воротцами», установленные недавно, уже оснащены новыми устройствами, которые заменять не надо, отметил Жучков в интервью «Интерфаксу».
 5 копеек образца 1961 года. Дата обращения в метро: 01.01.1961−01.03.1992 (фото: metro.ru) |
Напомним, что сейчас единственным видом билетов в столичной подземке являются так называемые БСК − бесконтактные смарт-карты. Они выпускаются в трех исполнениях: многоразовые именные для перезарядки на календарный период без лимита поездок, стандартные для билетов на 60 и 70 поездок и «Ультралайт» для билетов на 1, 2, 5, 10 и 20 поездок. Сбои считывания, как правило, происходят на картах второго типа − число поездок там велико, но лимитировано.
По словам Владимира Жучкова, пассажиры часто неправильно прикладывают карту к турникету или делают это резко. В результате загорается красный сигнал и происходит сбой. Вместо того чтобы повторно приложить карту, человек идет к соседнему турникету, и тут же происходит потеря поездки.
 Металлический жетон московского метро. В обращении с начала 1992 года (фото: metro.ru) |
Отметим, что подобное списание двух поездок за один раз иногда может происходить, даже если прикладывать карту к одному и тому же турникету, чаще всего причиной сбоя являются посторонние предметы в кошельке пассажира, где большинство и держат билеты. Последнее обстоятельство осенью прошлого года породило среди москвичей, в том числе в столичной блогосфере, слухи о том, что «метрополитен ворует поездки».
Тот факт, что на билетах мелких номиналов такого явления не наблюдается, послужил своего рода доказательством: турникеты-де специально запрограммированы так, чтобы «воровать» поездки с таких карт, где это труднее заметить.
 Пластиковый жетон московского метро. В обращении с 1 ноября 1992 года (фото: metro.ru) |
«Мы даже не знаем, что на эту тему можно сообщить. Конечно, никакого запрограммированного «воровства поездок» не существует. Иногда происходят сбои в считывании, вызваны они, как правило, нарушением правил эксплуатации смарт-карт, а эти правила исчерпывающе указаны на информационных плакатах возле касс. Соблюдайте их точно, и вы будете застрахованы от сбоев», − комментировала ранее эту ситуацию в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД представитель Московского метрополитена Екатерина Беляева.
Тем не менее, не желая дальше быть объектом скандала, руководство метрополитена приняло решение заменить считыватели смарт-карт на те, которые не требуют столь нежного обращения.
 Билет для проезда в метрополитене не более одной поездки (фото: metro.ru) |
Отметим, что современные смарт-карты − десятое поколение проездных билетов московского метро. Изначально, с 1935 года до конца 1950-х, для прохода на станции использовались картонные билеты − турникеты в московском метро еще не появились. Затем, при испытаниях турникетов первого поколения в 1959 году, использовались металлические жетоны особого образца, которые, впрочем, в массовую эксплуатацию не вошли. Вместо жетонов в турникетах в течение 30 лет использовали пятикопеечные монеты, цена проезда в столичном метро с 1961 до 1991 года была неизменной.
Революцию в системе оплаты проезда в метро пытались произвести в 1990−1992 годах: тогда по одному турникету на каждой станции метро оснастили считывателями магнитных карт Olivetti. Впрочем, в продаже такие билеты тогда так и не появились. Зато повышение тарифов в апреле 1991 года потребовало доработки турникетов: теперь часть из них работали от 15-копеечных монет, а другие требовали по три пятикопеечные. Тогда же в метро выключили и разменные автоматы, конвертировавшие 10-, 15- и 20-копеечные монеты в «пятачки».
 Транспортная карта выпуска июня 2004 года (фото: metro.ru) |
Впрочем, уже в начале 1992 года, когда плата за проезд в метро повысилась до 50 копеек, в московской подземке были введены металлические жетоны. В 1995 году они были заменены пластиковыми, салатного цвета, которые действовали до начала 2000-х годов.
Между тем переход к магнитным билетам все-таки совершался. Первое поколение этих билетов с широкой магнитной полосой посередине действовало в течение нескольких лет − с 1992 по 1997 год. Постепенно они были заменены на протяжные билеты с узкой магнитной полосой поверху, аналогичные тем, что сейчас применяются на наземном транспорте.
Однако с конца 1990-х и эти последние постепенно были заменены смарт-картами, хотя щели для протяжки билетов старого образца на турникетах пока остаются. Очевидно, при грядущей замене считывателей на более надежные они исчезнут окончательно.