Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
31 декабря 2010, 15:30 • Общество

«Такое зафиксировали впервые»

Роман Вильфанд: Год был невероятно сложным

«Такое зафиксировали впервые»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

«По количеству зафиксированных опасных явлений этот год был экстремальным: сильный дождь, ветер, смерчи, наводнения и прочее. Более тысячи опасных явлений – мы зафиксировали это впервые», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Он также рассказал, можно ли ожидать повторения такой ситуации в следующем году.

ВЗГЛЯД: Роман Менделеевич, как бы вы могли охарактеризовать уходящий год?

Предотвратить спрогнозированные события невозможно, главная задача – уменьшить негативные последствия

Роман Вильфанд: Социологические службы проводили опросы на тему «какие значимые события года останутся в памяти?», и жители нашей страны ответили «погода», этот ответ был на первом месте. Действительно, погода этого года была уникальной, экстремальной. В первую очередь речь идет о тех эпизодах, когда над европейской территорией России установился мощный антициклон, который обусловил все последующие события: засуху, пожары и т.д.

ВЗГЛЯД: Возможно ли повторение такой ситуации?

Р.В.: Повторения подобного лета мы не прогнозируем. То, что было, – это эпизод. Не нужно считать, что это норма, что климат изменился, что отныне и присно будут такие эпизоды.

Вероятность осуществления такого жаркого лета составляет одну пятитысячную, по некоторым расчетам, даже одну пятнадцатитысячную. Это экстремальное явление, и ожидать его повторения в следующем году и последующих не стоит. Это было нечто запредельное.

ВЗГЛЯД: Как работала в этом году ваша служба с учетом таких событий?

Р.В.: Этот год был действительно невероятно сложным. Метеорологи, которые прогнозировали и анализировали эти события, работали очень напряженно, чтобы соответствовать этим событиям. В этом году мы взаимодействовали с Министерством по чрезвычайным ситуациям, надо сказать, что была достигнута минимизация ущерба от всех негативных метеорологических явлений. Предотвратить спрогнозированные события невозможно, главная задача – уменьшить негативные последствия. С помощью метеорологов она достигалась. В этом году было очень эффективное сотрудничество с МЧС, это очень заметно.

ВЗГЛЯД: В 2010 году произошло также немало стихийных бедствий...

Р.В.: По количеству зафиксированных опасных явлений этот год был экстремальным: сильный дождь, ветер, смерчи, наводнения и прочее. Более тысячи опасных явлений – мы зафиксировали это впервые. Было еще очень много событий – больше 430, которые нанесли ущерб экономике, коммунальным службам, транспорту и т.д. Это тоже максимальное зафиксированное число.

По словам Романа Вильфанда, ожидать повторения лета 2010-м в следующем году не стоит (Фото: ИТАР-ТАСС)

По словам Романа Вильфанда, ожидать повторения лета-2010 в следующем году не стоит (Фото: ИТАР-ТАСС)

Ледяной дождь, который наблюдался совсем недавно, – тоже уникальное событие. Ледяные капли фиксируются нашими наблюдателями, но такой интенсивности, которая привела к тому, что сейчас стоят заледенелые деревья, пока не зарегистрировано в наших архивах.

Не нужно полагать, что это тенденция увеличения опасных явлений. Многие специалисты отмечают некоторый тренд, но он очень незначительный. В ближайшее десятилетие будут, конечно, колебания и опасных явлений, и условий погоды. Прогнозировать надолго – не задача метеорологов. Невозможно задолго спрогнозировать, как будут меняться условия погоды. Наша задача – за пять дней дать максимально надежный прогноз, чтобы можно было принять оптимальные хозяйственные, тактические решения и т.д.

ВЗГЛЯД: Какой прогноз вы могли бы дать на ближайшее будущее?

Р.В.: Наш общий прогноз такой: нынешняя зима будет неоднородной. Ожидаются резкие колебания погодных условий – и оттепель, и морозы. Это подтверждается уже истекшим декабрем, прогноз на который мы сформулировали еще в конце сентября. Но конкретную дату и интенсивность события мы можем предсказать только за один–два дня.

ВЗГЛЯД: А что касается экстремальных явлений?

Р.В.: Экстремальные явления не прогнозируются заранее. Их прогнозируют в лучшем случае за один–два дня, а, как правило, за несколько часов.

Не существует однородного ряда, который позволял бы анализировать опасные или экстремальные явления. Осуществляется мощное развитие наблюдательного инструментария, увеличивается количество наблюдательных станций, увеличивается количество спутниковой информации. Чем больше наблюдений, тем чаще будут фиксироваться опасные явления. Поэтому здесь неоднозначный ответ: увеличение наблюдательной сети приведет к тому, что будут чаще фиксироваться опасные явления. А будет ли объективно увеличиваться количество опасных явлений – однозначно ответить трудно.

ВЗГЛЯД: Как отразятся события 2010 года, связанные с погодой, на том, что ждет жителей России в 2011-м?

Р.В.: Заметной связи между предшествующим и последующим годами не бывает. Существуют простые поверья: холодная зима – жаркое лето, и наоборот. Это, в общем, поверье, и не более. Наша статистика не подтверждает этого.

Конечно, есть негативные последствия. Засуха, которая была летом этого года, конечно же, сказалась на посевных работах. В этом году было посеяно под озимые почти на два с половиной миллиона гектаров меньше, чем в прошлом. Засуха не дала возможности осуществить нормальный сев. Даже в сентябре и в октябре в Приволжском федеральном округе, особенно на юге, почва была не подготовлена. Продуктивной влаги было мало. То, что посевные площади уменьшились, конечно, будет сказываться в будущем.

..............