Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

18 комментариев
28 декабря 2010, 21:50 • Общество

Следствие ведут генералы

Бастрыкину разрешили участвовать в заседаниях правительства

Следствие ведут генералы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Анастасия Петрова

Дмитрий Медведев подписал закон о создании Следственного комитета России (СКР). Теперь глава этого ведомства подчиняется не генпрокурору, а непосредственно президенту, и получает право участвовать в заседаниях правительства. Следователи, в свою очередь, получат новые звания и должности.

Дмитрий Медведев подписал во вторник федеральный закон о создании Следственного комитета России.

Следственный комитет в качестве самостоятельной федеральной структуры начинает работать

Как сообщил глава государства во вторник на оперативном совещании с членами Совбеза, данный закон «определяет порядок расследования преступлений, совершение следственных действий и структуры, которые этим занимаются», передает РИА «Новости».

Медведев напомнил, что закон подписан в рамках ранее принятого решения о выделении Следственного комитета из состава Генеральной прокуратуры.

«Следственный комитет в качестве самостоятельной федеральной структуры начинает работать. Он имеет свою подследственность, которая определяется законом о Следственном комитете и Уголовно-процессуальным кодексом», – сказал Медведев.

В связи с созданием самостоятельного ведомства глава государства внес несколько изменений в законодательство, сообщила во вторник пресс-служба Кремля.

В связи с этим в ряде законодательных актов закрепляются новые полномочия СК, его статус как государственного органа, корректируются полномочия прокуратуры по надзору за органами предварительного расследования, разграничиваются функции прокуратуры и СКР. В частности, закрепляется право председателя СКР участвовать в заседаниях правительства.

К полномочиям прокуратуры отнесено право истребовать решения следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении или приостановлении уголовного дела, проверки законности такого решения. При этом за СКР закреплено право возбуждать и расследовать уголовные дела в отношении прокуроров.

Согласно изменениям, решения Конституционного суда и ежегодные доклады уполномоченного по правам человека в РФ должны теперь направляться в СКР.

Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин сообщил позднее, что для сотрудников СКР введут новые звания, а названия нескольких должностей будут изменены.

По его словам, разработка положения о Следственном комитете, по которому в дальнейшем будет строиться работа ведомства, уже заканчивается, и, согласно новому положению, звания сотрудников ведомства, а также некоторые должности будут звучать по-другому. «В частности, званию государственного советника юстиции третьего класса будет соответствовать звание генерал-майор юстиции, старшему советнику юстиции – полковник юстиции – как в настоящее время они звучат в военных следственных органах и в органах прокуратуры», – заявил Маркин.

Ожидается, что закон «О Следственном комитете» вступит в силу в начале 2011 года.

В настоящее время свои следственные органы имеют четыре ведомства: Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Следственный комитет (до вступления закона в силу – при прокуратуре) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Ранее расследование сложных дел вели следователи прокуратуры, но в 2007 году следствие было выведено из состава ведомства. Руководитель Следственного комитета при прокуратуре получил статус заместителя генпрокурора. За Генпрокуратурой остались функции надзора и государственного обвинения на судебных процессах. Однако после разделения ведомств отмечались случаи несогласованности следственных органов и гособвинения, что сказывалось на исходах судебных процессов. СМИ сообщали о конфликтах между руководителями ведомств, которые хотели оставить за собой больше полномочий.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин периодически жалуется на несогласованность работы ведомств, в частности СКР и милиции. К примеру, в декабре на совещании у президента, посвященном беспорядкам в Москве, он объяснил, что выходцы с Кавказа, которые были задержаны в связи с делом об убийстве футбольного болельщика, были отпущены именно из-за недостаточно эффективного взаимодействия.

Пользуясь случаем, он в очередной раз предложил объединить следствие в едином Следственном комитете с широкими полномочиями, «чтобы подобного рода споров о подследственности и конфликтов между следственными работниками не возникало». По словам главы СКР, именно такая необходимость становится очевидной из этого факта.

Летом этого года было объявлено о реформе следственных органов. СКП в соответствии с новым законопроектом лишился последней буквы в аббревиатуре и стал самостоятельным ведомством, подчиненным непосредственно президенту. Говорилось, что это может быть некий аналог американского ФБР, хотя это сравнение не совсем корректно, поскольку ФБР обладает полномочиями вести оперативно-розыскную деятельность.

Неофициальные источники сообщали, что рассматривается также вопрос о создании единого следственного ведомства, который заберет себе полномочия СКП, МВД, ФСБ и ФСКН, и что якобы глава СК при МВД Алексей Аничин и глава СКП Александр Бастрыкин претендуют на то, чтобы единый Следственный комитет строился на базе их ведомств.

Официальные лица, не касаясь подробностей, не исключают, что со временем такое суперведомство действительно может возникнуть. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, с 1974-го по 1992 год работавший в органах прокуратуры, заявил в интервью газете ВЗГЛЯД, что «когда он (СК – прим.) полностью встанет на ноги и мы увидим, что это устойчивое состояние, тогда да, вполне можно будет рассмотреть и этот вопрос».

В первом чтении законопроект Госдума приняла в середине ноября. Законопроект вызвал бурную реакцию депутатов, в особенности среди тех, кто отстаивал необходимость сохранения нынешней роли Генпрокуратуры среди других правоохранительных ведомств. Единоросс Александр Хинштейн и справедливоросс Геннадий Гудков* настаивали на том, что проект в нынешнем виде может привести к созданию органа, не подконтрольного ни прокуратуре, ни парламентариям, но одновременно наделенного самым широким кругом полномочий. По их мнению, новый орган,  напоминающий НКВД, будет заниматься преследованием бизнесменов и оппозиционеров, так как следователи, по их мнению, исходя из первоначальной версии законопроекта, имели право беспрепятственно проникать в любые помещения без процессуальных оснований, например в рамках расследования уголовного дела. В результате несколько депутатов создали межфракционную рабочую группу и разработали десятки поправок. 90% из них было одобрено комитетом по конституционному законодательству и госстроительству.

Среди наиболее важных поправок, которые удалось провести депутатам, – восстановленный прокурорский надзор за законностью принятых Следственным комитетом решений. По первоначальной версии проекта, прокуроры могли заставить СКР пересмотреть вопрос о возбуждении или закрытии того или иного уголовного дела только в случае, если на действия или бездействие сыщиков поступили жалобы от потерпевших.

Депутаты также настаивали на парламентском контроле над СКР, чтобы глава ведомства отчитывался перед Госдумой, как это делает генпрокурор, однако поправка с этой нормой не прошла.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............