Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
16 июля 2009, 22:46 • Общество

Ракеты обвинили в браке

Индия заявила, что российские ракеты бракованные

Ракеты обвинили в браке
@ airwar.ru

Tекст: Геннадий Нечаев

Новый скандал вокруг качества российского оружия возник в четверг. Издание The Indian Express опубликовало заметку о том, что поставляемые в Индию ракеты «воздух-воздух» типа Р-77 (РВВ-АЕ) являются бракованными. По сведениям газеты, половина из партии испытанных ракет якобы не соответствует заявленным характеристикам. Между тем российская сторона утверждает, что никаких рекламаций по качеству поставляемых вооружений не получала. Газета ВЗГЛЯД попробовала разобраться в ситуации.

Почти половина осмотренных и испытанных ракет Р-77 имеют те или иные дефекты, делающие их непригодными к эксплуатации, хотя гарантийный срок хранения изделий еще не истек, приводит Indian Express выводы, которые содержатся в докладе Главной контрольно-счетной палаты страны (Comptroller and Auditor General, CAG), изданном по результатам обследования состояния материальной части вооружений ВВС.

По своим характеристикам Р-77 является одной из лучших в мире ракет класса «воздух-воздух

Кроме того, утверждает издание, часть ракет имела при испытаниях проблемы с захватом цели головками самонаведения (ГСН). Эти данные подтверждены документами командования ВВС и заверены их представителями. Как утверждает издание, соответствующие рекламации были направлены российской стороне.

«Никаких претензий по поводу качества поставленных авиационных ракет класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ мы от наших индийских партнеров не получали», – приводит «Интерфакс» слова представителя оборонно-промышленного комплекса.

Необходимо сказать несколько слов о самом изделии.

Ракета класса «воздух-воздух» (ВВ) РВВ-АЕ, принятая на вооружение под индексом Р-77, разработана в конце 1980-х годов ГосМКБ «Вымпел» как эквивалент американкой Hughes AIM-120A. Р-77 относится к классу ракет ВВ средней дальности и способна поражать цели типа «истребитель» на расстоянии до 90 км, класса «бомбардировщик» – до 120 км и самолеты ДРЛО на расстоянии до 150 км. Ракета, обладающая высокой скоростью полета (до 4,3М), снабжена комбинированной системой наведения: инерциальной на маршевом участке и активной радиолокационной на участке наведения.

#{weapon}

Активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э диаметром 200 мм обеспечивает возможность захвата воздушной цели класса «легкий истребитель» на дистанции не менее 16 км. При стрельбе на большие дальности первичная информация о цели вводится в ракету с бортового радара истребителя. Кроме того, на малых дальностях ракета способна захватывать цель в активном режиме, находясь на пилоне носителя.

Главной особенностью российской ракеты, выгодно отличающей ее от американских аналогов, являются решетчатые рули, обеспечивающие непревзойденную маневренность. Боевая часть ракеты РВВ-АЕ стержневая с микрокумулятивными элементами. Вес ее 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

По своим характеристикам Р-77 является одной из лучших в мире ракет ВВ. Одно их наличие на вооружении индийских ВВС во время Кагильского вооруженного конфликта заставило пакистанскую сторону держать вне зоны боевых действий свои лучшие самолеты F-16. Такое признание сделал в одном из интервью тогдашний командующий операциями ВВС Пакистана Кайзер Туфаил.

Именно по результатам этого инцидента командование ВВС Индии приняло решение о закупках дополнительной партии в две тысячи таких ракет, половина из которых уже поставлена заказчику. В Индии такими ракетами вооружают не только лучшие в стране перехватчики Су-30МКИ, но и модернизированные с помощью России и Израиля истребители второго поколения МиГ-21ФЛ. Более того, ими будут вооружены модернизированные англо-французские истребители-бомбардировщики SEPECAT Jaguar, производящиеся в стране по лицензии. Оснащение надежных, но морально устаревших образцов авиатехники 30–40-летней давности (специально разработанная «индийская» модификация МиГ-21ФЛ производится в стране с 1976 года, Jaguar с 1982-го) новейшими ракетами (в сочетании с современными радарами) позволяет в несколько раз поднять их боевую ценность. В условиях Индии, где такие образцы составляют более половины авиапарка, такие меры позволяют существенно повысить общий потенциал военно-воздушных сил при сравнительно небольших затратах. При этом надежность и качество оружия играют первостепенную роль.

Действительно, если российские ракеты никуда не годятся, что мешает Индии принять как основную ракету ВВ средней дальности французские Matra Super 530D/F или одну из израильских ракет такого класса? «Матры Супер», кстати, и закупаются для стоящих на вооружении IAF истребителей Mirage 2000-5 и частично МиГ-29 как более легкие по сравнению с российскими. Вероятно то, что российские изделия имеют лучшие характеристики, хотя ничто не препятствует применению французских ракет с теми же Су-30МКИ: такая возможность была заложена в его конструкцию изначально.

Вероятно, дело тут в следующем. Проблемы с системой самонаведения действительно могли иметь место на первом этапе эксплуатации ракет в войсках – этого не избежало ни одно изделие в мире. Однако, по словам бывшего главкома IAF Кришнасвами, которые цитирует издание в той же заметке, эти проблемы были своевременно доведены до сведения российской стороны, и российские инженеры из группы обслуживания приняли меры к их устранению. По словам источника газеты ВЗГЛЯД в МКБ «Вымпел», их можно было бы и вовсе избежать, прояви индийская сторона терпение в вопросе о сроках поставок. Кроме того, изделия «вылеживают» гарантийный срок, не изменяя характеристик лишь в тех условиях хранения, которые указаны производителем. А с этим у эксплуатантов дела не всегда обстоят должным образом. Кстати, об этом, об условиях хранения, в заметке индийской газеты нет ни слова. Действительно, чем «на себя оборотиться», проще обвинить во всем российскую сторону. Глядишь, и ребятишки из концерна Matra Marconi деньжат на бедность подкинут за дискредитацию основного конкурента.

..............