Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

17 комментариев
Александр Носович Александр Носович Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

6 комментариев
1 июня 2009, 22:43 • Общество

Искусственная задержка

Что стоит за слухами о проблемах с Су-30МКМ

Искусственная задержка
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

В последние дни в ряде специализированных изданий появилась информация о том, что малазийские военные отказываются принимать последние шесть истребителей, пока не будут устранены проблемы совместимости оборудования. По данным некоторых из них, это связано с активностью конкурентов, проявивших интерес к малазийскому рынку. Однако, по данным газеты ВЗГЛЯД, в данном случае эксперты поторопились с оценкой событий. Причины заминки несколько иные.

В последние дни минувшего месяца в ряде специализированных изданий, включая еженедельник Jane’s, появились сообщения, в которых утверждалось, что малазийские военные отказываются принимать последние шесть истребителей Су-30МКМ до тех пор, пока российская сторона не устранит проблемы с совместимостью бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) российского и западного производства, якобы выявленные на 12 уже поставленных самолетах.

Почти два десятка самолетов – это контракт примерно на миллиард. В условиях кризиса за такой куш стоит побороться

Между тем малазийская сторона, насколько известно, никаких претензий к БРЭО не предъявляла. По данным газеты ВЗГЛЯД, российская сторона имеет собственное объяснение этих событий.

Как сообщает Jane’s, задержка с передачей самолетов вызвала активность конкурентов, проявляющих интерес к малазийскому рынку.

Тем не менее последние шесть Су-30МКМ будут приняты в конце текущего года, сообщает официальное информационное агентство Bernama со ссылкой на командующего Королевскими малазийскими ВВС (RMAF) генерала Тан Шри Азизиан Аффина.

Напомним, сделка по продаже Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ на сумму 900 млн долларов была заключена в ходе визита тогдашнего президента РФ Владимира Путина в Куала-Лумпур 5 августа 2003 года. На январь 2009 года (начало поставок – осень 2007 года) заказчику передано 12 машин. В настоящее время истребители формально состоят на вооружении 11-й эскадрильи (11 Squadron) RMAF, дислоцированной на авиабазе Гонг Кедак. Примечательно, что снабжение запчастями этих самолетов осуществляется согласно российско-индийским договоренностям со складов и производственных линий индийской компании HAL (Hindustan Aircraft Limited).

Кроме того, страна располагает относительно небольшим, но вполне современным парком боевых машин, среди которых восемь американских F-18A/D Hornet, 16 российских МиГ-29Н/НУБ, 28 легких тактических истребителей BAE Hawk 108/208 английского производства, причем двухместные версии этих машин используются для подготовки летчиков. Кроме того, на вооружении 12-й эскадрильи все еще остаются 18 устаревших легких сверхзвуковых истребителей F-5E/F Tiger II американского производства середины 1960-х годов.

Как считает командование, теперь, в ходе реформы ВВС, успешно, но не самыми высокими темпами продвигающейся с середины 1990-х годов, дошла очередь и до них. Собственно, в этом и состоит одна из интриг борьбы за малазийский рынок: чем малазийцы заменят устаревшие «Тайгеры»? Почти два десятка самолетов – это контракт примерно на миллиард. В условиях кризиса за такой куш стоит побороться.

Но вернемся к Су-30МКМ. Действительно, проблемы с совместимостью бортовой аппаратуры были на ранних этапах эксплуатации, что совершенно неизбежно: такие проблемы возникают практически на всех современных самолетах, напичканных электроникой, даже если блоки БРЭО созданы производителем одной страны в рамках единого стандарта. Порой различные блоки наотрез отказываются «дружить» друг с другом, и это приводит к срыву важных оборонных программ. По этой причине потерпела неудачу программа британского самолета дальней радиолокационной разведки и управления BAE Nimrod AEW.3: англичанам пришлось в спешном порядке закупать американские АВАКС C-3 Century. Однако, насколько известно, усилиями российских специалистов проблема была разрешена в приемлемые сроки, по крайней мере на части машин.

Условия контракта с производителем, корпорацией «Иркут», предусматривали, что самолеты будут поставлены «as is» («как есть»), с дальнейшей доработкой и устранением возникших проблем на месте. То есть ситуация с нестыковкой БРЭО была предусмотрена заранее: как отмечалось выше, такие «шероховатости» неизбежны, их оговаривают в контрактах все производители. Лишь после того как оговоренное число машин (по некоторым сведениям – шесть, половина из поставленных) отлетают определенное количество часов без отказов оборудования, будет подписан акт официальной приемки всех самолетов. При этом последние шесть машин, о которых идет речь, должны поступить с завода уже доработанными по результатам испытаний, в окончательном техническом облике («as final end»).

Между тем Су-30МКМ практически не летают. Точнее, по словам генерала Тан Шри Азизиан Афина, они «используются время от времени для тренировочных полетов», сообщает сайт издания The Malaysian Islander.

Малазийская сторона объясняет низкую интенсивность полетов модернизацией взлетно-посадочной полосы и в целом авиабазы «Гонг Кедак», которая должна стать «домом родным» для «сушек». Между тем российская сторона подозревает, что затягивание испытаний доработанных машин искусственное и объясняется мировым финансовым кризисом. Действительно, ведь после подписания акта о приемке должны быть выплачены последние транши по этой сделке. Вероятно, местные военные испытывают сейчас финансовые затруднения.

Таким образом, ни о каком отказе от приемки уже поставленных машин речи нет: это подтверждается информацией как с российской, так и с малазийской сторон. Идет нормальный рабочий процесс передачи заказчику новой очень сложной техники. Jane’s, а с их подачи и некоторые другие СМИ поторопились с выводами.

Несколько слов необходимо сказать о перспективах российско-малайзийского сотрудничества в области боевой авиации. О том, что состоящие на вооружении МиГ-29Н будут в ближайшее время заменены истребителями другого типа как не оправдавшие ожиданий и устаревшие, многие издания писали почти как о свершившемся факте.

Между тем в упоминавшейся заметке агентства Bernama индонезийский командующий эти слухи решительно опроверг, заявив, что «МиГ-29 признаны самолетами, наилучшим образом подходящими для своих задач». В частности, он отметил, что на истребителях будут проведены работы по программе MLU (Mid-Life Update) – «модернизация середины жизни». Генерал подчеркнул, что «МиГ-29 впредь останутся на вооружении до тех пор, пока мы сочтем это необходимым». При этом он не исключил приобретения еще шести многоцелевых боевых самолетов «для расширения возможностей по ведению воздушной войны». Что это будут за машины, генерал не уточнил, однако вряд ли ими окажутся российские самолеты. Вероятнее всего, малазийцы присматриваются к F-18 как к наиболее универсальным многоцелевым истребителям в мире, считает источник газеты ВЗГЛЯД в авиапроме.

..............