Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
7 апреля 2009, 16:10 • Общество

«Академик Федоров» получит пару

В Питере начали строить судно для Антарктики

«Академик Федоров» получит пару
@ Денис Нижегородцев/ВЗГЛЯД

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

На «Адмиралтейских верфях» во вторник приступили к резке металла первой секции научно-экспедиционного судна проекта 22280 для Российской антарктической экспедиции. В первое плавание корабль отправится уже в конце 2011 года. Новое судно будет работать в паре с ветераном антарктических плаваний – НЭС «Академик Федоров», пока не построят еще один, третий корабль. Тогда «Федоров» отправится «на пенсию», а у проекта 22280 появится новый напарник.

7 апреля на старейшем кораблестроительном предприятии страны – «Адмиралтейских верфях», заложенных еще Петром Великим, в торжественной обстановке приступили к созданию нового флагмана научно-экспедиционного флота России.

Мы только сейчас приступаем к созданию судна, которое должно не только не уступать «Академику Федорову», но в чем-то и превосходить его

Пока корабль имеет только техническое название – «проект 22280». Впоследствии он получит имя одного из прославленных российских полярников, скорее всего, академика Алексея Терешникова.

Во вторник начали резать металл для будущего корабля, в июне произойдет закладка судна на стапелях, а осенью 2011 года он уже должен выйти в море. Для Российской антарктической экспедиции он будет очень серьезным подспорьем, рассказал журналистам директор НИИ Арктики и Антарктики Росгидромета Иван Фролов.

«У нас сейчас есть только один корабль такого класса – «Академик Федоров». Но он был построен больше двадцати лет назад. Судно устаревает, металл устаревает, – объяснил он. – С тех пор ничего построено не было, и мы только сейчас приступаем к созданию судна, которое должно не только не уступать «Академику Федорову», но в чем-то и превосходить его».

Правда, полноценной заменой «Федорову» новый корабль не станет. Они будут работать вместе.

«Я считаю, что у экспедиции обязательно должно быть два корабля, – объяснил Фролов. – Мало ли что может случиться с одним из них. Я помню, как десять лет назад во льдах был зажат «Михаил Сомов», и для его спасения пришлось проводить масштабную спасательную операцию».

А «Академика Федорова» можно будет отправить на заслуженный отдых через несколько лет, когда будет построено еще одно, третье судно для полярников.

Научно-экспедиционное судно проекта 22280 строится по заказу Росгидромета, отвечающего за работу российских антарктических станций. Стоимость контракта с «Адмиралтейскими верфями» составляет 5,3 млрд рублей. Проект разработан в КБ «Балтсудопроект», филиале ЦНИИ им. академика Крылова.

Новый флагман полярного флота будет двухпалубным. Длина корабля 134 метра, ширина 23 метра, осадка 8,5 метра, скорость хода в открытой воде 16 узлов, во льдах толщиной 1,1 метра 2 узла, автономность плавания 45 суток, экипаж 59 человек, число пассажиров (экспедиция) 80 человек. На борту судна также будут базироваться два вертолета марки Ка-32.

Корреспондент газеты ВЗГЛЯД, присутствовавший на торжественном мероприятии начала строительства корабля, лично убедился в том, что «Адмиралтейские верфи» – это целый город в городе. На обширной территории, прилегающей к Большой Неве на западе Петербурга, расположены несколько десятков цехов и других зданий. В одном из них и ждали журналистов.

Цех резки по металлу. Высоченные потолки, стены из красного кирпича, рядом с ними сложены листы железа. Гостей подводят к аппарату, который должен будет отрезать первый кусок металла для самой первой секции нового научно-экспедиционного судна. На рельсах стоит станок с вытянутой механической рукой с одной стороны, компьютером и сидением для единственного человека, управляющего этой машиной, – с другой.

Разметчиков, вручную прорисовывающих линии для отреза, уже нет, оператор лишь включает кнопку пуска и контролирует процесс, все остальное проделывает умный станок, руководствуясь программой.

«С вводом этой техники все процессы, конечно, стали гораздо быстрее, – рассказывает бригадир цеха Наталья. – Установка, которая подает напряжение для него, – немецкая, а сам аппарат уже, можно сказать, наш – начинка в нем почти вся российская. У нас в цеху четыре таких аппарата.

Аппарат режет металл ровно и быстро, брак практически исключен

Но вообще процесс постройки корабля начинается не здесь, – продолжает Наталья и показывает вдаль. – Сначала в цех приходит лист неровного, кое-где искореженного, кое-где ржавого металла. Вон там его выправляют, ржавчина удаляется, все шлифуется, стальные листы покрываются ровным слоем красной краски».

Потом теплый лист попадает под станок для резки и делится на мелкие элементы большого корабля, по форме напоминающие пазлы. Укладчикам предстоит их собрать, а чтобы не ошибиться, у краев, которые будут к чему-нибудь приварены, проставляются соответствующие метки. Если ничего не написано – значит, здесь будет свободное пространство, которое займет вода или воздух.

Аппарат режет металл ровно и быстро, брак практически исключен. Металл рассекает электрическая дуга, объясняют специалисты. Она образуется в процессе горения циркония и гафния…

Дослушать рассказ журналисты уже не успевают – в цех входят генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Владимир Александров, главный строитель корабля, и глава НИИ Арктики и Антарктики Иван Фролов, представитель заказчика – Росгидромета.

После подготовительного отпиливания Фролову разрешают начать основную резку первых деталей для нового флагмана антарктического флота. Ученый торжественно нажимает большую зеленую кнопку, и робот приступает к работе. Журналистам сообщают: лист толщиной 11 миллиметров пойдет в середину корабля, на корме и на носу металл будет потолще – до 40 миллиметров.

Владимир Александров тем временем рассказывает о планах своего предприятия. Конечно, загрузка судостроителей сейчас далека от той, что была в советское время. 2–3 транспортных судна в год – уже хорошо. Но скоро все должно измениться: «В ближайшие годы мы должны выйти на 5–6 судов в год. Наша программа развития до 2020 года нацелена на это», – заявил руководитель.

За свою 300-летнюю историю «Адмиралтейские верфи» спустили на воду больше 2 600 разных кораблей – от деревянных фрегатов и первых русских пароходов до подводных лодок, танкеров и сухогрузов. Сейчас помимо проекта для полярников здесь строятся два огромных танкера усиленного ледового класса, названные именами знаменитых артистов: «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров».

..............