Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
10 ноября 2009, 18:28 • Общество

Полицейское укрепление

В Российской армии появится военная полиция

Полицейское укрепление
@ defenselink.mil

Tекст: Геннадий Нечаев

В ближайшее время в России должен появиться новый род вооруженных сил, который будет способствовать наведению порядка в армии. Предполагается, что служащие вновь создаваемой военной полиции будут устранять нарушения любого рода – от дедовщины до коррупции. На сегодня военная полиция существует во всех ведущих странах НАТО, но в России этот институт будет несколько отличаться и структурой, и подчинением.

О скором появлении военной полиции (ВП) в России во вторник сообщил источник в Министерстве обороны.

По его данным, численность нового рода Вооруженных сил (ВС) составит 5 тысяч человек, при этом ее оргштатная структура будет копировать таковую у Сухопутных войск – от бригады до округа, передает «Интерфакс».

Напомним, что идея введения в ВС РФ военной полиции была озвучена еще в 2006 году тогдашним президентом Владимиром Путиным. Она обсуждалась как одна из мер по борьбе с дедовщиной. Впрочем, в том же году Минобороны решило модернизировать уже существующую структуру – военную комендатуру, а не вводить новую. Теперь к идее вернулись снова.

Предполагается, что с образованием военной полиции вооруженные силы будут освобождены от выполнения целого ряда функций – в частности, патрулирования в воинских частях, гарнизонах и городах, несения службы в караулах по охране и обороне объектов воинских частей (баз, складов) и т.д. В ведение военной полиции также передадут гауптвахты и военные комендатуры. Это должно будет способствовать наведению не только уставного порядка среди военнослужащих, но и предотвращению хищений ими оружия, боеприпасов, а также военного имущества.

На сегодня институт военной полиции существует в вооруженных силах 40 стран мира. ВП является одним из основных компонентов системы поддержания законности и правопорядка, эффективным средством борьбы с преступностью и профилактики правонарушений среди военнослужащих. А структура, численность, комплектование и подготовка личного состава подразделений ВП различных государств определяются их ролью в системе военного управления и характером решаемых задач.

Так, в США корпус военной полиции как род войск был создан в 1942 году. Первоначально его задачи заключались в расследовании преступлений в вооруженных силах, контроле за соблюдением законности. Функции военной полиции постоянно уточнялись с учетом опыта, полученного в ходе военных конфликтов. Так, во время войны в Корее (1950–1953 гг.) одним из приоритетных направлений деятельности военной полиции стала борьба со спекуляцией и незаконной продажей американскими военнослужащими предметов военного снаряжения, ГСМ, продуктов питания и т.д.

В рекламном проспекте, призывающем вступать в ряды военной полиции, роль последней в целом сводится к «поддержанию порядка там, где он существует, установлению там, где его нет, и восстановлению там, где он попран силой». Девиз военной полиции США: «Помогает, защищает, обороняет».

#{weapon}

Военная полиция ФРГ — самостоятельный род Сухопутных войск бундесвера, решающих задачи в интересах ВВС, ВМС, а также войск союзников по НАТО, находящихся на территории Германии. Служащие военной полиции в Германии называются фельдъегерями. Военная полиция ФРГ насчитывает около 4,5 тыс. человек личного состава. Любопытно, что центральное командование военной полиции в бундесвере не предусмотрено. Руководство подразделениями военной полиции осуществляет командир дивизии через свой штаб.

А вот во Франции и Италии ВП как таковой нет. Во Франции эти функции выполняет Национальная жандармерия, которая входит в состав вооруженных сил и подчиняется министру обороны Франции, а не МВД. Но при этом, решая задачи в интересах вооруженных сил, жандармерия выполняет и значительный объем полицейских и административных функций в интересах всего государства. Деятельность жандармерии имеет межведомственный характер и координируется Министерством внутренних дел Франции и Министерством юстиции. Кроме того, жандармский контингент входит в состав миротворческих сил ООН (более 800 человек), оказывает техническую помощь франкоговорящим странам Африки, обеспечивает охрану дипломатических представительств Франции за рубежом.

Комплектование национальной военной жандармерии осуществляется добровольцами на контрактной основе. Всего в ней насчитывается около 94 тысяч человек.

Похожая ситуация сложилась и в Италии, где функции ВП выполняет Корпус карабинеров, входящий в состав вооруженных сил страны. По вопросам, касающимся армии, они подчиняются МО, по вопросам общественного порядка – Министерству внутренних дел Италии.

Таким образом, военная полиция играет значительную роль в поддержании правопорядка в вооруженных силах ведущих стран НАТО, совместно с другими правоохранительными органами участвует в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Это способствует более эффективному выполнению задач вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Однако отметим, что схема подчинения ВП в России первому замминистра обороны кажется несколько нелогичной: армия будет следить за порядком в себе самой. И сама же покрывать свои недостатки. Остальные военно-правоохранительные органы существуют вне МО РФ. Военные суды – в системе Верховного суда РФ. Военные судебные приставы – в системе Федеральной службы судебных приставов РФ. Военная прокуратура – в системе Генеральной прокуратуры РФ. Особые отделы – в системе ФСБ РФ.

Исходная идея, насколько известно, была такова: Федеральная служба военной полиции РФ должна была быть подчинена Минюсту. Впрочем, не исключено, что ВП будет иметь двойное подчинение: Министерству юстиции и Министерству обороны РФ. Впрочем, говорить об этом пока рано, поскольку не известно даже, будет ли военная полиция обладать, например, функциями дознания и следствия. В любом случае, ВП – институт полезный и в современных условиях необходимый, а как он будет работать – покажет время.

Комментарии экспертов

Владислав Шурыгин, военный эксперт
Владислав Шурыгин, военный эксперт
Создается некая структура внутри силовой структуры, которая должна будет следить за порядком в армии. Но как все это соотнесется с нашей Конституцией? <a href=http://actualcomment.ru/news/7739.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>
..............