Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

21 комментарий
20 октября 2009, 22:07 • Общество

«Материнства можно лишиться в любой момент»

Наталья Щукина: Опыт Орбакайте уже не работает

«Материнства можно лишиться в любой момент»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алина Хараз

Конфликт вокруг сына Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова завершился мировым соглашением, а адвокат последнего − Александр Добровинский − попросил общественность успокоиться. Но, с точки зрения семейного психолога Натальи Щукиной, которая рассказала газете ВЗГЛЯД о последствиях этой истории, спокойствие общественности не регулируется чьими-либо пожеланиями. Процесс уже запущен и задел лично многих людей.

– Наталья Львовна, как вы могли бы прокомментировать этот семейный конфликт, к сожалению, привлекший чрезмерное внимание общественности, и принятое решение?
– Мы все умны задним умом. Легко критиковать и оценивать поведение Кристины или Руслана. Прошлое исправить нельзя. Но можно сделать выводы на будущее. Пример этого судебного разбирательства проявил очень важные тенденции нового времени, весьма поучительные для сегодняшних родителей. «Неожиданно» выяснилось, что у отца и матери равные права. Оказывается, материнство – не только долг и обязанность, но еще и дар, которого можно лишиться в любой момент. Своего рода пуповиной ребенок связан и с отцом. Во избежание конфликтов, подобных случившемуся, при вступлении даже в гражданский брак неплохо бы вспомнить опыт предков, накопленный тысячелетиями, когда придавалось огромное значение сословному и религиозно-культуральному равенству.

– Но Кристина Орбакайте – взрослый человек, имеющий собственный опыт...
– Да, безусловно. И именно на него она и опирается: в аналогичной ситуации в детстве ее проблема решалась гораздо проще. Но хочу напомнить, что Кристина и все ее поколение выросли и сформировались в стране, где «все были равны», где были искусственно стерты национальные и культурные границы, а религия была и вовсе «отменена». Как показывает практика, этот опыт уже не работает. Мужчины заявляют о своем праве на детей, и с этим надо считаться.

– Получается, напрасно весь ХХ век был потрачен женщинами на то, чтобы доказать: они «не хуже» мужчин и могут рассчитывать на те же права в профессии и карьере?
– Увы. И теперь, после «победы» на этом поле, естественно, приходится подвинуться на поле материнства, которое раньше никому не приходило в голову оспаривать. Это возмущает, и женщины оказались к этому не готовы. Дети были за ними – как земля за колхозом! А оказывается, все не так просто, землю можно приватизировать или перекупить.

– Что вы имеете в виду?
– По нашему законодательству ребенок старше 10 лет имеет право выбирать, с кем из родителей ему проживать в случае развода. Наверное, поскольку закон давным-давно работает, в нем есть своя сермяжная правда, он как-то защищает интересы ребенка. Но существует обратная сторона медали. В данной ситуации ребенок получил власть над родителями. Ему предоставлена возможность манипулировать ими, запускать конкуренцию между мамой и папой, что чревато непредсказуемыми последствиями для неокрепшей детской психики.

По мнению Натальи Щукиной, родители не должны перекладывать ответственность за свои решения на детей (Фото: orang.migip.ru)
По мнению Натальи Щукиной, родители не должны перекладывать ответственность за свои решения на детей (Фото: orang.migip.ru)

– В чем опасность для ребенка? Ведь, казалось бы, все происходит в его интересах и даже по его желанию.
– Ни для кого не секрет, что необходимая составная часть воспитательного процесса – это нагрузки и ограничения, не только леденцы на палочке. В 10−11 лет человек не способен осознавать всю ценность этих неприятных моментов воспитания, они работают на перспективу. Поэтому когда кто-то из родителей заставляет, например, учиться, появляется замечательная лазейка, чтобы маневрировать, качать права и настаивать на том, чтобы жить с другим родителем. С моей точки зрения, преступно перекладывать ответственность за отношения взрослых, за принятие существенных решений на хрупкие детские плечи.

– И какое же решение вы предложили бы в данной ситуации?
– В данной ситуации решение уже принято. Надеюсь, после этой встряски родители Дени выберут путь компромисса и договора – договора вдвоем, без привлечения судов, общественности и, главное, ребенка. У птицы два крыла, и сыну или дочке для красивого, безопасного полета нужна опора и на маму, и на папу. Это обсуждению и обжалованию в каких-либо инстанциях не подлежит.

– Но в жизни бывает по-разному…
– Конечно. Поэтому нет общей формулы. И каждая ситуация уникальна. Но инструмент один – уважение родителей друг к другу. Кстати, из опыта Европы: ребенка оставляют с тем родителем, кто более терпим к другому. Потому что он в большей степени способен сохранить целостность психики ребенка. К сожалению, ситуация вокруг Дени не исключительна. Мы можем сегодня назвать десяток более или менее громких фамилий, затронутых этой же темой. Больно, когда ребенок становится инструментом конкуренции родителей.

– Но ведь каждый из них убежден, что действует во благо ребенка?
– Я повторюсь: благо ребенка – когда у него есть папа и мама, которые уважают друг друга, хотя и не обязательно живут вместе. Расстаются мужчина и женщина. Отец и мать остаются навсегда и не дают ребенку повода тревожиться о собственном несовершенстве. Он же плоть и кровь каждого из них, в том числе и того, которого осуждают…

Главное, на что я считаю необходимым обратить внимание: еще до рождения ребенка родители должны понимать, что только на них лежит ответственность за будущее поколение, чтобы потом не вовлекать детей в этот однозначно взрослый процесс принятия серьезных решений. И вот тогда адвокату Добровинскому не придется уговаривать общественность успокоиться, и ребенок будет действительно счастлив.

..............