Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
8 августа 2008, 15:51 • Общество

Прогноз развития войны

Чем Южная Осетия может ответить Грузии

Прогноз развития войны
@ Reuters

Tекст: Геннадий Нечаев

В связи с началом активной фазы грузино-осетинского конфликта газета ВЗГЛЯД сравнила военный потенциал противоборствующих сторон. За годы правления Михаил Саакашвили при активной помощи США и НАТО создал вполне современную и боеспособную армию. Южноосетинские силы значительно уступают как по численности, так и по мобилизационному и боевому потенциалу. Поэтому у осетин есть только один способ противостоять Грузии.

С полуночи 8 августа грузинские войска штурмуют Цхинвали. Бои на территории непризнанной республики идут с применением тяжелого вооружения: танков, артиллерии, реактивных установок залпового огня. Поддержку наступающим оказывает боевая авиация.

Грузия хочет быстрой победоносной войны, «блицкрига» по-саакашистски

Командование российского миротворческого контингента сообщает, что утром прицельному обстрелу грузинской стороны подверглись блокпосты и места дислокации личного состава. Одна из казарм поражена реактивным снарядом, среди миротворцев есть убитые. Грузинская авиация бомбит также сёла, находящиеся вне зоны конфликта.

Сообщения, поступающие с мест боевых действий, полярны и противоречивы. Так, ряд грузинских источников, в частности, телекомпания «Имеди», сообщил о взятии южноосетинской столицы, однако южноосетинские источники и находящиеся в городе корреспонденты российских и зарубежных СМИ утверждают, что сопротивление продолжается, хотя бои с применением танков идут уже в центре города.

Если сравнивать военный потенциал противоборствующих сторон, проще дать оценку состоянию грузинской армии, сведения о которой периодически публикуются в открытых источниках.

Надо сказать, что за годы своего правления Михаил Саакашвили при активной помощи США и НАТО и частично на американские деньги создал вполне современную и боеспособную армию, представляющую собой реальную боевую силу, особенно в условиях Кавказского региона.

По наиболее распространенным оценкам, в настоящее время вооруженные силы Грузии насчитывают свыше 30 тысяч человек, в том числе более 20 тысяч – в составе сухопутных войск.

На вооружении сухопутных войск Грузии имеется более 200 танков, в том числе 40 Т–55 и 165 Т–72, которые в настоящий момент проходят модернизацию. Кроме того, в репортажах с места событий периодически фигурируют танки Т–80, возможно, закупленные на Украине, хотя эта техника официально не упоминается в Реестре ООН, где фиксируются сведения о международных экспортно-импортных сделках с оружием (это данные на 2007 календарный год).

Помимо танков, сухопутные войска располагают примерно 200 боевыми бронированными машинами, в том числе около 180 БМП и БТР. Артиллерийскую поддержку сухопутным войскам могут оказать 120 артиллерийских орудий калибров 122–152 миллиметра, 40 реактивных систем залпового огня (российские «Град» и израильские LAR–160), 180 минометов.

В составе ВВС Грузии имеется 4–5 боеспособных штурмовиков Су–25 Scorpion (модернизированы в Израиле), 15 учебно-тренировочных самолетов L–29 и L–39, которые могут ограниченно использоваться в качестве легких штурмовиков, и 30 вертолетов, в том числе 8 боевых М–24 (остальные – Ми–8 и UH–1).

Следует отметить, что в последнее время Тбилиси предпринимал особые меры для усиления своей ПВО. Так, вероятно, на Украине в прошлом году был закуплен дивизион ЗРК средней дальности «Бук» и 48 ракет к нему, а также большое количество переносных зенитно-ракетных комплексов, в основном клонов советских систем восточно-европейского производства.

Южноосетинские силы значительно уступают грузинским как по численности, так и по мобилизационному и боевому потенциалу.

Грузинская армия располагает значительным, если не подавляющим превосходством в огневых средствах (фото: Reuters)
Грузинская армия располагает значительным, если не подавляющим превосходством в огневых средствах (фото: Reuters)
Открытые источники оценивают их состав в 2500 человек, 16 тысяч – с учетом резервистов. Осетины располагают 15 танками Т–55 и Т–72, 24 САУ «Гвоздика» и «Акация» калибра 122 мм, 12 буксируемых гаубиц Д–30, 6 РСЗО «Град», 4 100-миллиметровых противотанковых пушки МТ–12 «Рапира», более 30 минометов. Кроме того, армия Южной Осетии располагает 22 БМП, 24 БТР и 6 БРДМ.

Пехота вооружена стрелковым оружием советского/российского производства, имеются также несколько десятков противотанковых ракетных комплексов «Фагот» и «Конкурс».

ВВС непризнанной республики состоят из четырех вертолетов Ми–8. В составе ПВО Южной Осетии числятся ЗРК «Оса» (от 4 до 6 единиц), ЗРПК «Тунгуска» (3 машины), ЗСУ «Шилка» (3 машины), «Стрела–10» (6 машин). Имеется неизвестное количество 23-миллиметровых зенитных автоматов ЗУ–23/2 (предположительно, более 10), часть из них установлена на автомобилях, кроме того, на вооружении непризнанной республики – до сотни переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» и «Стрела».

Российский миротворческий контингент в зоне конфликта располагает лишь легкой бронетехникой, стрелковым оружием и небольшим количеством противотанковых и зенитных средств, официально он в боевых действиях не участвует и применяет свое оружие исключительно в целях самообороны.

Ровно так же пока следует исключить из сравнения военный потенциал другой непризнанной республики – Абхазии. Хотя договор о взаимной помощи, в том числе и военной, между мятежными автономиями и существует, непохоже, что Сухуми готов его исполнять: по крайней мере, официальных заявлений на эту тему на момент написания материала не поступало.

Однако простой арифметикой военные потенциалы сторон не сравнить. Очевидно, что грузинская армия располагает значительным, если не подавляющим превосходством в огневых средствах и в авиации, которая у осетин фактически отсутствует.

Выше у грузин и мобилизационный потенциал: в ходе объявленной Михаилом Саакашвили всеобщей мобилизации Грузия способна поставить под ружье до 60 тысяч резервистов (по некоторым сведениям – больше), в то время как южноосетинские части уже сейчас испытывают дефицит личного состава. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявления полпреда республики в Москве Дмитрия Медоева.

«Соотношение сил очень разнится. В живой силе, по нашим подсчетам, 30 к 1», – сообщил Медоев на пресс-конференции в пятницу. Это неудивительно: на территории Южной Осетии, по разным данным, сейчас проживают не более 20 тысяч человек, хотя местное руководство оценивает население в 60 тысяч.

Такая разница вызвана тем, что большинство не грузинского населения, проживающего в республике, – граждане России, которые имеют право свободно перемещаться по территории РФ. Вероятно, в своих оценках представители Цхинвали оперируют данными паспортизации, учитывая как население республики всех, кто в свое время получил паспорта на ее территории, тогда как сторонние источники оперируют оценочными данными о текущей ситуации.

Но в любом случае, даже с учетом возможного притока добровольцев из Северной Осетии и Абхазии осетинские формирования значительно уступают в численности грузинской армии.

Очевидно, что в распоряжении Саакашвили имеется больше солдат, чем осетин вообще. К тому же современная грузинская армия при всех ее действительных недостатках – уже не то сборище бандитов и уголовников, получивших в свое распоряжение армейское оружие, какой она была при Гамсахурдии и Шеварднадзе. Уровень обучения личного состава практически соответствует мировым стандартам. Четыре из пяти грузинских пехотных бригад прошли обучение по американским программам подготовки GSSOP и GTEP. Причем первая бригада сейчас проходит обкатку в Ираке (в скором времени ее должна сменить 4-я бригада), где уже побывали 21-й и 22-й батальоны 2-й бригады, а 32-й батальон 3-й бригады в 2007 году вернулся из Косово.

Этим силам противостоят южноосетинские формирования, реальная численность которых по вышеизложенным причинам неизвестна. Единственные их преимущества против регулярной армии, построенной и оснащенной по западному образцу, – это знание местности и высокая мотивация личного состава.

Исходя из этих соображений, очевиден и круг задач, решаемых каждой из сторон. Грузия хочет быстрой победоносной войны, «блицкрига» по-саакашистски. Тбилиси важно в кратчайшие сроки установить контроль над территорией противника, чтобы заявить на международном уровне об окончании военно-полицейской операции и на этом основании потребовать вывода российских миротворцев или замены их контингентом ООН или НАТО.

При этом последующую зачистку территории и полицейские функции будут осуществлять подразделения резервистов, тогда как кадровые части освободятся для решения иных задач, возможно – на территории Абхазии.

Осетины понимают свое практически безнадежное в военном отношении положение. В силу географических причин оборонять столицу более 2–3 дней невозможно, поскольку грузинская авиация способна сравнительно легко перерезать линии снабжения, в отсутствие которых обороняющиеся обречены.

Поэтому единственной разумной тактикой для осетинских частей является упорное очаговое сопротивление в Цхинвали, сопровождающееся отводом основных сил вглубь своей территории, возможно, к поселку Джава, который останется единственным крупным населенным пунктом после сдачи столицы, где возможна упорная организованная оборона в течении нескольких дней/недель.

Определенно, ввиду слабости в военном отношении, осетинская сторона может рассчитывать лишь на международное вмешательство в конфликт со стороны России или международных организаций. Поскольку средств нанести грузинской армии решительное военное поражение у осетин нет, она будет стремиться всячески затянуть активную фазу конфликта – иных вариантов развития событий в настоящий момент не просматривается.

..............