Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
3 июня 2008, 19:18 • Общество

Умер главный соперник Горбачева

Скончался главный соперник Горбачева

Умер главный соперник Горбачева
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Григорий Романов вышел на пенсию больше двадцати лет назад. От тех, кто хорошо помнит 70–80-е годы прошлого века, об этом человеке можно услышать самые разные мнения. Романов считался сторонником «жесткой» линии, и многие боялись, что, приди он к власти, начнется «закручивание гаек». Те, кому довелось лично общаться с ним, вспоминают, что он был строг, но справедлив. А Ленинград при нем развивался так бурно, что нынешним поколениям и не снилось.

Во вторник в Москве на 86-м году жизни скончался Григорий Васильевич Романов, на протяжении почти 15 лет возглавлявший партийную организацию второго города страны – Ленинграда. Романов считался одним из наиболее вероятных преемников Леонида Брежнева на посту генерального секретаря партии, но сначала его обошел во внутрипартийной борьбе Юрий Андропов, потом Константин Черненко, и наконец – Михаил Горбачев. Как только «отец перестройки» пришел к власти, он отправил конкурента на пенсию.

Недаром про Романова сочинялось столько анекдотов, сплетен. Говорили, что видели его в метро, едущим на какой-то электричке…

О том, чем жил Григорий Романов после вынужденного ухода на покой, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказали люди, знавшие его.

«Мне доводилось с ним общаться, – рассказал Сергей Малинкович, лидер организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области». – Помню, лет десять назад, когда я был первым секретарем комсомола, я опоздал на встречу с ним на 3 минуты. Он был по-отечески строг и высказал мне, хоть и в шутливой форме, что так делать нельзя. В Григории Васильевиче очень чувствовалась такая закалка, стержень, ощущался масштаб личности».

Последние годы Романов жил не в Петербурге, а в Москве, где возглавлял созданное им же землячество ленинградцев (не петербуржцев). Он продолжал консультировать руководителей коммунистической партии, но сильно в ее дела не вмешивался.

Опала, наступившая в 1985 году, серьезно повлияла на дальнейшую жизнь руководителя.

«Прямо чувствовалось, что этот человек реализован не до конца. Он, конечно, очень переживал этот момент, – говорит лидер «Коммунистов Петербурга». – Еще я знаю, он очень болезненно воспринимал существование домыслов о том, что у него плохие отношения с интеллигенцией. Он рассказывал, что ему давали неправильную информацию о Товстоногове и пытались поссорить его с великим режиссером».

Среди главных заслуг Романова на посту руководителя Ленинграда вспоминают систему профтехучилищ, которую он «пробил» в Политбюро. До этого ее практически не существовало. А еще масштабные цифры строительства. За одну из пятилеток – с 1976 по 1980 год – власти города умудрились переселить около миллиона ленинградцев! Сейчас эти цифры кажутся фантастикой. При нем же открыли большинство станций петербургского метрополитена.

Юрий Белов, бывший первый секретарь петербургского обкома КПРФ, хорошо знавший Романова, рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД: «В 1993 году, когда я возглавил партийную организацию в Петербурге, Григорий Романов позвонил мне, сказал, что хочет встретиться с преемником. Мы часто с ним общались. Могу сказать, что это личность легендарная.

В памяти жителей Северной столицы она стоит, наверное, сразу после Сергея Мироновича Кирова. Недаром про Романова сочинялось столько анекдотов, сплетен. Говорили, что видели его в метро, едущим на какой-то электричке… Но, кроме сплетен, Романов – это ЛАЭС, Романов – это начало строительства дамбы вокруг города, Романов – это ввод жилья».

Также партийные чиновники, работавшие с ним, вспоминают, что у Григория Романова была просто компьютерная память. Он легко мог вспомнить любые показатели народного хозяйства, например, сколько элитных бычков было в каком-нибудь совхозе Ленинградской области.

Душевно отозвался о Романове заместитель Валентины Матвиенко, вице-губернатор Виктор Лобко: «Все петербуржцы, те, кто были ленинградцами, знают, какую существенную роль сыграл Романов. Очень быстрыми темпами развивалось социальное направление. Был самый бурный рост жилищного строительства. Сегодня это не назвать комфортабельным жильем – это только хрущевки. Но тогда людей вытаскивали из подвалов и землянок», – приводит слова Лобко «Фонтанка.Ru».

Но в печальный день вспоминают и немало вещей, компрометирующих руководителя. Так как Романов был в Петербурге личностью легендарной, про него ходило множество слухов, в том числе и неприятных. Самый стойкий гласил, что первый секретарь ленинградского обкома устроил шикарную свадьбу для своей дочери. Происходило это якобы в «фешенебельном» Таврическом дворце, а посуду завезли прямиком из Эрмитажа.

Были и более безобидные шутки, которые можно расценивать как признание определенной популярности руководителя среди ленинградцев. Например, спрашивали: «Кто знает, почему Невский проспект перекопали? Потому что Романов потерял свою заколку». Даже во дворе дети играли, упоминая имя Романова, как Ленина или Карла Маркса.

Среди либеральной интеллигенции образ Григория Романова чаще всего ассоциировался с закручиванием гаек, жестким полицейским режимом. И его возможного прихода к власти в масштабах всей страны многие, особенно в Москве, очень боялись и шепотом на кухне обсуждали, что же с ними будет после этого. Но победил либеральный Горбачев. И историю не перепишешь.

..............