Игорь Караулов Игорь Караулов Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

24 комментария
19 мая 2008, 21:03 • Общество

Школьникам придумали друга

В российских школах появится новая должность

Школьникам придумали друга
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Антон Васецкий

В ближайшее время в системе среднего образования в России могут произойти значительные изменения. В школах планируется ввести дополнительную должность тьютора, в чьи задачи будет входить исполнение тех же функций, которые когда-то лежали на вожатых, а именно – следить за личностным и социальным развитием подростков, направляя его в нужное русло. Кроме этого, тьюторы будут создавать кружки по интересам.

Инициатором нововведения выступило Министерство образования и науки России. В данный момент положение о создании института тьюторства, подготовленное специалистами министерства, проходит регистрацию в Министерстве юстиции России. Если сотрудники ведомства сочтут предложение целесообразным, то оно поступит на рассмотрение в Государственную думу, и дальнейшая его судьба будет зависеть от депутатов.

О личностном развитии школьников заботиться должны не только классные руководители, но и тьюторы

Согласно идее, разработанной в министерстве, теперь о личностном развитии школьников заботиться должны не только классные руководители, но и тьюторы (от англ. tutor, что означает «наставник», «советник», «куратор»). В данный момент эта должность широко распространена в британских школах пансионного типа.

Как правило, преподаватели сочетают ее со своей основной деятельностью. При этом за каждым тьютором обычно закрепляется не более 10 подопечных. В задачи тьюторов входит помогать ученикам адаптироваться к школе, следить за их поведением и участвовать в организации досуга. Кроме того, они помогают подросткам выбрать высшее учебное заведение, в котором они будут учиться после завершения школы.

«Лично я воспринимаю это как позитивные изменения. Это большой и качественный сдвиг в системе отечественного образования. Главная особенность тьюторов в том, что они ориентируются не на коллектив, а на личность каждого подопечного в отдельности. Педагоги собирают вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами. На мой взгляд, это то, чего сейчас так сильно не хватает в наших школах. Поэтому если это будет реализовываться на должном уровне, то можно только порадоваться», – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД гендиректор издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

Для того чтобы роль тьютора была более понятна, Александр Кондаков привел пример из своего собственного детства. «Когда я учился в школе, у нас также был классный руководитель, который отвечал за состояние дел в классе, работал с родителями и классным активом и так далее. Но при этом был еще и учитель географии, к которому мы приходили после уроков, чтобы пообщаться с ним о жизни и поделиться своими дальнейшими планами. Именно поэтому речь идет не только об учебно-административном ресурсе, но и о человеческом факторе».

В России в настоящее время большая часть этих обязанностей возложена на классных руководителей. До распада Советского Союза их разделяли вожатые. Подразумевается, что введение новой должности вовсе не будет означать упразднения старой. Напротив, планируется, что они станут гармонично дополнять друг друга. Тем более что в ряде российских школ тьюторы существуют уже не первый год.

Стоит отметить, что в регионах освоение инноваций происходит не менее активно, чем в столице. В частности, речь идет о гимназии «Эврика» в Томске и гуманитарном лицее в Ижевске.

«Изначально введение тьюторства вызвало ряд сложностей. Но в первую очередь это были сложности административного характера. Все-таки школьная система образования консервативна. Однако, когда специалисты включились в работу, стало видно, что тьюторство работает. Что же касается детей, то у них сложностей с этим не возникло», – подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД директор гуманитарного лицея в Ижевске и вице-президент Тьюторской ассоциации Михаил Черемных.

Он также добавил, что повсеместное введение тьюторства в России могло бы быть полезным, однако в случае быстрого перехода возникает опасность прихода в профессию случайных людей. На сегодняшний день в стране действует лишь несколько центров по подготовке специалистов, и их число необходимо увеличивать.

Вместе с тем далеко не все школьные руководители воспринимают грядущие изменения с радостью. Как рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора по воспитательной работе одной из московских гимназий, пожелавшая остаться неизвестной, должности, подобные тьюторским, существуют в школах и так. Однако далеко не везде замечена их эффективность.

«Главный вопрос, который меня тревожит, – это то, кто именно придет на эту должность. Нужно понимать, что в российские школы не выстраиваются очереди из высококвалифицированных специалистов. И даже если удается сформировать хороший коллектив из психологов, педагогов и вожатого, чья ставка до сих пор сохраняется в учебных заведениях, то это не гарантирует полного контакта с учениками. Современные дети очень изменились. И здесь многое зависит от семьи. А пытаться в данном случае выйти с ребенком на контакт и направить его куда-либо зачастую не удается даже самым большим профессионалам. Именно поэтому сохраняется большая опасность, что это может стать очередной разновидностью обязаловки», – поделилась школьный руководитель.

..............