Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, который был одним из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв устроенной кровавой расправы стали вовсе не красногвардейцы, а обычное русское население города.

8 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

15 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

16 комментариев
11 декабря 2008, 22:05 • Общество

Экологи рубят «хвосты»

Экологи выступают против ввоза "урановых хвостов"

Экологи рубят «хвосты»
@ sxc.hu

Tекст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Питерские экологи начали акцию протеста по поводу прибытия в Петербург судна с гексафторидом урана. Экологи называют его «радиоактивными отходами» и «урановыми хвостами», а специалисты Росатома – сырьем для дальнейшей переработки в ядерное топливо. Проходящий у консульства Франции пикет (именно из этой страны следует груз) – далеко не первый, каждый год в город на Неве прибывают по 3–4 таких корабля. В успех своей акции экологи не очень верят, но отступать от своих принципов не намерены.

По данным петербургского отделения Экологического правозащитного центра «Беллона», в город на Неве в четверг прибывает судно с «урановыми хвостами» из Франции. Корабль с русским названием «Замоскворечье» идет под мальтийским флагом. Экологи ожидают выгрузку с корабля побочного продукта обогащения урана – а именно отвального гексафторида урана.

Есть определенные подвижки. Атомщики хотя бы стали оправдываться по таким случаям, объяснять, разговаривать

На сайте организации приведена справка о том, что перевозит мальтийский корабль: «Обедненный гексафторид урана (урановые хвосты) – побочный продукт обогащения урана, возникающий при производстве топлива для атомных электростанций. В России и за рубежом накопилось несколько миллионов тонн обедненного гексафторида урана, планов по дальнейшему использованию которого в обозримой перспективе нет. Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года) радиоактивные отходы – это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Таким образом, это вещество является радиоактивными отходами».

На каком основании, казалось бы, запрещенные материалы завозятся в нашу страну, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД объяснил активист петербургского экологического движения Рашид Алимов.

«Есть одна юридическая тонкость: представители Росатома заверяют нас, что с этим самым гексафторидом в перспективе можно будет что-то сделать. А значит, формально, – это как будто уже и не отходы. Нам говорят: это ценное сырье. Но что на практике представляет собой это «ценное сырье»? Из отвального гексафторида извлекается какая-то часть урана, а остальное остается лежать в России мертвым грузом. И эта оставшаяся часть достигает до 90% от груза», – говорит он.

«Замоскворечье» вышло из французского порта Гавр 4 декабря. В четверг корабль прибывает в Петербург, дальше путь груза, по словам экологов, которые внимательно его отслеживают, лежит по железной дороге на Урал.

Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД председатель петербургского отделения ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин, в четверг у генконсульства Франции в Северной столице проходит одиночный пикет против ввоза отходов: «Наш человек стоит сейчас у консульства с плакатом, выражающим наш протест. Конечно, консул вряд ли к нему выйдет. Наша цель другая – такими акциями привлечь внимание к проблеме. Мы протестуем не первый раз, уже, можно сказать, по отработанной схеме. Ведь корабли с опасными отходами заходят в Петербург достаточно регулярно, в этом году – уже в третий или четвертый раз».

Протесты по поводу «ядерных отходов» для экологов уже стали такой же будничной темой, как загрязнение рек промышленными предприятиями. Газета ВЗГЛЯД писала о встрече корабля с ядерными материалами в Петербурге в январе, марте и апреле этого года. В октябре мы рассказывали о секретной международной операции по доставке в Россию через Мурманск обогащенного урана из исследовательского реактора в Венгрии. Ее готовили специалисты из России и США. Представитель администрации США по ядерной безопасности даже назвал ее самой сложной и масштабной из всех подобных операций, осуществлявшихся до сих пор.

Говоря о регулярных «встречах» в порту Петербурга кораблей с опасными грузами, председатель петербургской «Беллоны» Александр Никитин заявил, что он и его единомышленники всегда выступали и будут выступать против ввоза в нашу страну любых ядерных отходов.

«Есть определенные подвижки. Атомщики хотя бы стали оправдываться по таким случаям, объяснять, разговаривать. На самом деле у них тоже есть понимание того, что происходящее не есть хорошо. Урановые хвосты завозятся в Россию в соответствии с крупным международным контрактом, заключенным несколько лет назад. Он был подписан еще старым руководством атомной отрасли. Нынешний Росатом не хочет и не может его разорвать, потому что там фигурируют очень большие деньги, неустойки при досрочном расторжении и т. д. Хотя, насколько я знаю, даже глава Росатома Кириенко говорит о том, что тот контракт ему не нравится. Есть надежда, что после 2009 года его не продлят».

Впрочем, сами атомщики все эти утверждения экологов считают бессмысленными. Как рассказали газете ВЗГЛЯД в Росатоме, гексафторид урана – вовсе не отходы, а вещество, из которого Россия имеет возможность производить ядерное топливо.

«В гексафториде урана полезного изотопа уран-235, который используется в атомной энергетике, насчитывается на уровне 0,71%, – объяснил газете ВЗГЛЯД представитель Росатома. – Для того чтобы материал можно было использовать для производства ядерного топлива, его нужно дообогатить, то есть повысить концентрацию урана-235 до уровня 3,5–4%. Наши технологии позволяют доизвлекать полезные изотопы».

Представитель Росатома объяснил также и ситуацию с международными контрактами.

«В 1990-е годы атомная отрасль страны переживала не лучшие времена, был постчернобыльский синдром, атомные предприятия стояли, – говорит он. – И вот тогда были созданы обогатительные комбинаты, которые позволяли разделять изотопы, их надо было загрузить хоть какой-то работой. В это время Минпром подписал контракт с западными компаниями, которые поставляли нам материал – для них он был неперспективным, а мы могли извлекать из него полезные изотопы».

По словам атомщиков, нынешние контракты действительно заканчиваются в 2009 году, однако Росатом не намерен их продлевать и тем более заключать новые.

«Поскольку у нас в стране принята собственная программа развития атомной энергетики, то мы будем в дальнейшем из природного материала вести обогащение, а не из вторичных материалов», – заключает эксперт.

..............