Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
4 октября 2008, 12:40 • Общество

Советское сердце немецкого музея

Советское сердце немецкого музея
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне

Легендарный «Буран» наконец-то нашел себе пристанище. Чудо советской инженерной мысли, объехав полмира, пополнило коллекцию Технического музея в немецком Шпейере. На крупнейшей в Европе выставке космической техники для «Бурана» выстроен специальный павильон. Новый экспонат, представленный публике в эти дни, называют сердцем экспозиции. Покупка и доставка «Бурана» обошлась немцам в 10 млн евро.

Проектов, подобных этому, в Советском Союзе было немного. В разработке и создании многоразового космического корабля принимали участие более 2 млн человек.

Музей в Шпейере известен своей гигантоманией, но «Буран» все равно станет его сердцем

«Размеры «Бурана» поражают», – говорят первые гости выставки. Его длина – 36 м, размах крыльев – 24 м, грузовой отсек вмещает 30 тонн, а объем кабины – более 70 кубометров. В Техническом музее Шпейера масштаб аппарата подчеркивает самолет, специально размещенный рядом.

Построенный в 1984 году, космический корабль нового поколения совершил 25 экспериментальных полетов, но до орбиты добрался лишь его прототип. В ноябре 1988 года, дважды облетев вокруг Земли, «Буран» вернулся на космодром Байконур. Он совершил полет в автоматическом режиме и без пассажиров.

Специалисты отмечают, что «Буран» чрезвычайно похож на американский Space Shuttle. Однако они указывают на несколько преимуществ советского корабля: он был рассчитан на 30 тонн багажа (то есть на 5 тонн больше, чем его американский конкурент); в космос на нем могли отправиться десять пассажиров (у американцев семь). Некоторые технические решения, полученные при создании «Бурана», по сей день используются в космической технике (например, особая жаростойкая облицовочная плитка).

С распадом Советского Союза амбициозная программа «Энергия – Буран» была свернута. Позднее аппарат был разобран и отправлен в Гетеборг, а в 2000 году оказался в Сиднее, где должен был стать одним из главных аттракционов. Успеха эта затея не имела. Следующим пунктом следования оказался Бахрейн – некое агентство из Сингапура сдало аппарат в аренду на Ближний Восток для украшения одного спортивного праздника. Однако снова возникли организационные проблемы – инженерное чудо оказалось на складе в Бахрейне, где его случайно обнаружили немецкие документалисты.

Для постоянной экспозиции в Шпейере его приобрели пять лет назад. Минувшей весной «Буран» был доставлен из Бахрейна в Роттердам по морю, а затем его на барже перевезли по Рейну. Директор музея Герман Лайер заметил, что для экспозиции музея это было неплохой рекламой – посмотреть на корабль, неторопливо сплавляющийся по реке, собирались сотни людей.

Покупка и транспортировка «Бурана» обошлась в 10 млн евро. Кстати, это один из немногих в Германии частных музеев – он существует на условиях самоокупаемости.

Ежегодно там бывает более 600 тысяч человек. Не исключено, что благодаря «Бурану» выставке удастся преодолеть миллионную отметку.

«Это возможно только в том случае, если мы представим лучшую выставку в Европе», – заявил Герман Лайер.

На крупнейшей в Европе выставке космической техники специально для «Бурана» построили павильон высотой в 22 метра. Советский шаттл увенчал собой экспозицию Apollo and Beyond, которая насчитывает более 240 экспонатов – от спутника до скафандра. На выставке можно посмотреть, как обустроена космическая лаборатория, познакомиться с моделями ракет.

Экскурсоводы особенно любят показывать письмо 11-летнего школьника Томаса Райтера Нилу Армстронгу, побывавшему в 1969 году на Луне. «Я так же, как и вы, рад, что вы ступили на поверхность Луны, – написал немецкий подросток. – Мне бы так хотелось присутствовать при этом».

А в 1995 году Томас Райтер очутился на космической орбите. К полету он готовился в Звездном городке под Москвой. Кстати, Нил Армстронг ответил на это письмо. Спустя 26 лет он послал коллеге открытку с поздравлениями. Томас Райтер покинул отряд космонавтов Европейского космического агентства лишь в прошлом году.

Музей в Шпейере известен своей гигантоманией. Там выставлен самолет Boeing-747, а также подводная лодка, локомотивы и множество олдтаймеров. Владельцы экспозиции говорят, что «Буран» станет ее сердцем. Они надеются, что когда-нибудь рядом с ним окажется и американский Space Shuttle.

..............