Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

35 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

11 комментариев
30 сентября 2007, 10:00 • Общество

Учеба на ошибках

В школьных учебниках нашли множество грубых ошибок

Учеба на ошибках
@ GettyImages

Tекст: Константин Куц, Франкфурт-на-Майне

Шокирующими называют немецкие эксперты результаты исследования школьных учебников: тексты слишком сложны, противоречивы, а порой ошибочны. Из 17 гимназических пособий по биологии и истории, проверенных независимыми экспертами из журнала Warentest, лишь одно получило оценку «хорошо». Издатели указывают, что учебники допущены к продаже Министерством образования, и жалуются на слишком частые изменения учебных планов.

В пищевой цепочке, представленной в одном немецком учебнике по биологии, сова оказалась выше лисицы. На возражение, что лисицами эти хищные птицы не питаются, составители говорят, что хотели таким образом подчеркнуть, что у сов нет естественных врагов. «Специальные знания, собранные в учебнике, могут вызывать неверные толкования», – объясняет издатель учебника Петер Шелл.

Каждая из 16 немецких земель имеет право на собственный способ изложения прописных истин

Однако то, насколько часто «неправильные толкования» встречаются в немецких школьных пособиях, шокировало специалистов из авторитетного журнала Warentest. Изучив 10 гимназических учебников по биологии, независимые эксперты обнаружили упущения в среднем на каждой пятой странице.

Например, описание эксперимента со спиртом не снабжено предупреждением о мерах безопасности, а также неверно описаны функции печени и желчного пузыря.

Семь учебников по истории оказались не лучше. Так, уход в отставку гэдээровского лидера Эриха Хонеккера «перенесен» на месяц позже; историческая пресс-конференция в день падения Берлинской стены редуцирована до «бессвязного сообщения»; а история Евросоюза сведена к описанию германо-французских отношений.

По мнению независимых экспертов, оставляет желать лучшего и дидактика: учебные статьи составлены слишком наукообразно, а напечатаны слишком мелким шрифтом.

«Это удар по нашим детям», – негодует газета Express в Кельне. «Иногда на внесение изменений у нас остается всего несколько месяцев», – жалуется Вольф-Рюдигер Фельдманн, глава издательства Cornelsen, на слишком частое изменение учебных планов. По его словам, учебники будут проверены. Впрочем, критика экспертов уже сейчас названа им субъективной.

«Подробное изложение темы – это задача учителя», – говорит Петер Шелл из издательства Westermann и указывает на то, что спорные учебники были одобрены Министерством образования. По его мнению, в ошибках виноват федеральный принцип германской образовательной системы: каждая из 16 немецких земель имеет право на собственный способ изложения прописных истин.

В итоге только по истории в Германии выпускается около 600 учебников, а учебных программ существует около 3 тысяч. Иногда одна и та же книга выходит в 30 «региональных» версиях. Усложнение производственного процесса привело к тому, что 80% немецкого рынка учебных пособий поделено между тремя крупными издательствами: Klett, Cornelsen и Westermann.

Между тем за последние 15 лет государственные дотации на школьные учебники сокращены вполовину. В прошлом году на каждого школьника пришлось 20 евро.

Противники единого учебника говорят об опасности «монополизации». В Министерстве образования Гессена, например, считают, что конкурс между издательствами положительно сказывается на качестве школьных пособий.

Земельные министерства образования пока сдержанно оценивают выводы журнала Warentest, говоря, что их справедливость еще предстоит проверить.

Германский союз учителей-филологов объясняет ошибки дефицитом времени и денег. Иногда издательствам приходится готовить учебники на основе еще сырых учебных планов.

С неожиданным заявлением выступил Юрген Цёлльнер, берлинский сенатор по вопросам образования. Он дал понять, что искажения фактов даже необходимы учебным пособиям: учителя могут сами отыскать ошибку и «продуктивно использовать это в учебном процессе».

..............