Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

19 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
11 июня 2007, 13:29 • Общество

Израилю угрожают пираты

Израилю угрожают пираты
@ gettyimages.com

Tекст: Геннадий Нечаев

Авиадиспетчеры главного аэропорта Израиля Бен-Гурион угрожают начать забастовку, если правительство страны не примет экстренных мер по борьбе с пиратскими радиостанциями, сделавшими практически невозможным радиообмен между землей и бортами. Из-за радиопиратов самолеты вылетают с интервалом в 20 минут, что приводит к скоплению лайнеров и переносам рейсов.

Между тем проблема пиратских радиостанций характерна не только для Израиля и имеет давнюю историю.

Пираты как они есть

Пираты стали неотъемлемой частью европейской городской культуры, и власти либеральной Европы смирились с существованием «свободных вещателей

Собственно, история радиопиратства, если понимать под этим термином не просто незаконную эксплуатацию радиочастот, а именно радиовещание на определенную аудиторию, началась в 50-х годах прошлого века.

Израильское пиратство имеет собственную специфику: большинство пиратских станций принадлежит либо религиозным школам, либо маргинальным иудейским общинам – некоторые из них не признают юрисдикции Государства Израиль.

Начало нелегальному вещанию положила знаменитая «забастовка диджеев» в США, когда звукозаписывающие компании потребовали от независимых радиостанций выплат за трансляцию в эфире их песен и композиций.

Возмущенные таким попранием «великих американских свобод» многие ведущие популярных радиостанций отказались транслировать записи «за деньги», а радиолюбители в знак протеста, перестроив свои передатчики на широковещательные диапазоны, стали крутить в эфире записи, попавшие под запрет на официальном радио.

Так появилось понятие free radio – радио, свободное от всяких лицензионных ограничений, рекламы, цензуры и государственного контроля в любой форме. В ходе этих импровизированных трансляций родились многие форматы и приемы радиовещания, принятые теперь в США и Европе. Поскольку эфир был тогда много «чище», менее забит радиопомехами, эти передачи принимались и в Старом Свете, по крайней мере отдельными фанатами.

Естественно, чужой пример оказался заразительным: у американских пиратов появились европейские последователи. Сейчас в США пиратских станций осталось не так много, хотя до сих пор при хорошем прохождении радиоволн обладатели дорогих цифровых радиоприемников с диапазоном коротких волн могут услышать передачи Radio Vodka или WWNY в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье на частотах 7415–7420 КГц, где работает большинство американских поклонников свободы в эфире.

«Над седой равниной моря»

Поистине культовым явлением пиратство стало в Европе
Поистине культовым явлением пиратство стало в Европе

Поистине культовым явлением пиратство стало в Европе, где оно приняло форму offshore radio. Консервативная Европа долгое время не принимала тех стандартов и форматов вещания, что давно стали нормой за океаном. Европейский эфир тех лет напоминал первую программу Всесоюзного радио или «Маяк» времен последних генсеков.

Классика, новости, спорт и немного современной поп-музыки, тщательно отобранной многочисленными наблюдательными и общественными советами. Далеко не все песни The Beatles звучали на ВВС, а уж роллингам и, упаси боже, The Doors путь в европейский эфир был заказан.

В 1967 году группа молодых людей из Голландии, собрав по подписке деньги, купила старый рыболовный траулер, смонтировала на нем киловаттный вещательный передатчик вместе с приличной студией и, забив трюмы «винилом», отправилась бороздить нейтральные воды, окормляя жаждущую паству той музыкой, которую паства хотела слышать. Станция выходила под позывным Veronica.

Одновременно в том же году была организованна Ассоциация свободного радио (FRA), к 1969 году объединившая 98 «свободных вещателей» из 23 стран – от Ирландии до Греции. Не в силах препятствовать вещанию, голландские власти стали его глушить, что вызвало 150-тысячный марш протеста возле здания парламента в Гааге 18 апреля 1973 года.

Постепенно у голландских «гёзов от радио» появились последователи в Германии (радио Nordsee) и в Англии. Английское Radio Caroline стало самой большой легендой свободного эфира. Их корабль Ross Revenge, оснащенный мощнейшим передатчиком, не давал покоя британским властям до 1989 года, когда он сел на мель у английского побережья, где и был арестован.

Именно «Каролина» впервые прокрутила для европейцев композицию Rolling Stones «Satisfaction» без купюр. В середине 80-х аудитория «Каролины» достигала 23 млн человек по всей Европе. В 1996 году корабль превращен энтузиастами в музей.

На просторах Нечерноземья

Удивительно, но в СССР нелегалы-вещатели появились раньше, чем на Западе. После Второй мировой войны домой возвратились многие фронтовики, часть из которых научилась не только стрелять, но и работать на радиостанциях. А поскольку получение официального радиолюбительского позывного тогда было сопряжено с колоссальными трудностями, многие просто наплевали на такие формальности.

Радиопираты (по тогдашней терминологии – «радиохулиганы») разделились на два лагеря: «операторы», работающие только микрофоном «даль», и «музыканты», вещающие в пределах своего населенного пункта. Последние использовали в качестве радиопередатчика простые ламповые приставки к радиолам, а позднее к магнитофонам.

В 70-е годы средневолновый радиоэфир Нечерноземья и Украины гремел позывными сотен станций типа «Батюшка», «Напильник» или даже «Зеленые штаны». Звучала самая разнообразная музыка: от битлов до эмигрантов и «блатняка» (теперь это называется «шансон»). Конец деятельности большинства «музыкантов» был положен при Андропове, когда было устроено несколько показательных процессов над особо активными вещателями.

В 1986 году группа московских энтузиастов, назвавших себя RWBI (Radio without Borders International – «Радио без границ»), с помощью самодельного КВ-передатчика попыталась вписаться в западный пиратский эфир. Вещание продолжалось пять лет, пока доморощенные пираты не закончили вузы. Кстати, все, кроме одного, сегодня работают на радио или в прочих СМИ.

Движение «свободных вещателей» живет и по сию пору. До сих пор на КВ в ночь на уик-энд можно услышать десятки позывных; тысячи маломощных FM-станций, слышимость которых ограничивается пределами одного квартала, работают в Европе (особенно в Англии, Голландии, Германии и Италии), стараясь при этом, в отличие от израильских коллег, не забивать частоты специальных служб.

Под лозунгом FFFR (Fight for free radio – «Борьба за свободное радио») пираты стали неотъемлемой частью европейской городской культуры, и власти либеральной Европы в большинстве случаев просто стараются не замечать существования «свободных вещателей».