Борис Акимов Борис Акимов Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

25 ноября 2007, 09:43 • Общество

Шаг до клона человека

До клонирования человека остался один шаг

Шаг до клона человека
@ Getty Images

Tекст: Геннадий Нечаев

Используя методику южнокорейских коллег, американские ученые впервые получили клонированные эмбрионы высших приматов, пригодные для производства соматических клеток. В случае дальнейшего совершенствования репродуктивной техники по клонированию приматов ученые смогут перевести данную модель клонирования на человека.

Как сообщает журнал Nature , в опытах участвовала 10-летняя самка макаки. От нее были получены десятки эмбрионов.

Ученые назвали клонированные эмбрионы обезьян «галереей ужасов»

Такой подход, считают американцы, оправдан с этической точки зрения и в будущем поможет выращивать необходимые ткани для медицинских целей: с помощью эмбрионов ученые надеются получить ткани для пересадки больным.

При клонировании ДНК взрослой особи животного вводится в неоплодотворенную яйцеклетку, из которой предварительно удаляется ее собственный генетический материал. Затем из этой яйцеклетки получают эмбрион, из которого и извлекают стволовые клетки. Они, как и выращенные из них ткани, являются точной генетической копией источника ДНК: в данном случае – взрослой макаки-резуса.

Эти клетки в дальнейшем используются для выращивания новых, специализированных тканей (так, американцам удалось получить клетки сердечной мышцы и нервные клетки), которые после пересадки не будут отторгаться организмом больных, нуждающихся в такой операции. Пересадка клеток могла бы помочь, например, диабетикам или страдающим болезнью Паркинсона.

Однако, несмотря на относительные успехи в клонировании млекопитающих – от всем известной овечки до котов и поросят, – опыты с приматами были не столь впечатляющи. Более того, предыдущие эксперименты по клонированию приматов у американских ученых были безуспешны.

Еще в 2004 году группа профессора Джеральда Шаттена с медицинского факультета Университета Питсбурга в Пенсильвании обнаружила, что в процессе клонирования у обезьян из яйцеклетки исчезает важный набор белков. В итоге у клонированных эмбрионов наблюдается «генетический хаос», когда хромосомы распределяются почти случайным образом.

Это приводит к тому, что на первом этапе эмбрион выглядит отлично, но он абсолютно неспособен к дальнейшему развитию. В декабре того же года журнал New Scientist сообщал об опасениях, связанных с клонированными эмбрионами обезьян, которые один из коллег Шаттена назвал «галереей ужасов».

«Вопрос о том, почему приматов так трудно клонировать, является интересной частью головоломки», – говорит Роберт Ланца из массачусетской биотехнологической компании Advanced Cell Technology, которая клонировала человеческие эмбрионы. Даже незначительное различие в составе применяемых реактивов может превратить успех в неудачу, считает Ланца.

При новом исследовании, проведенном в 2005-м, у 716 эмбрионов резусов обнаружился тот же «хромосомный хаос». В некоторых эмбриональных клетках содержалось вдвое превышающее норму количество хромосом, в других они образовывали странные комбинации, а в некоторых их не было вообще. Теперь американцы выяснили почему.

Они по наитию начали исследовать так называемые клеточные оси – структуры, которые направляют хромосомы в дочерние клетки, когда происходит деление эмбриона. Ученые обнаружили, что у эмбрионов приматов не хватает как минимум двух белков, необходимых для правильного функционирования оси, а поэтому хромосомы в эмбрионе распределяются случайным образом.

Оказалось, что в яйцеклетках обезьян, которые удаляют на первых этапах передачи ядра соматической клетки (SCNT, этот метод был использован и при клонировании знаменитой овечки), белки тесно связаны с хромосомами. Более того, из неопубликованной работы группы Шукрата Миталипова из Орегонского регионального центра приматологических исследований и других ясно, что это справедливо для клеток человека.

Поэтому Миталипов и его коллеги разработали иную, более щадящую методику удаления ядра, основанную на облучении яйцеклетки ультрафиолетовым излучением. Ученые, как сообщают, пытались имплантировать около 100 клонированных эмбрионов в матку примерно 50 суррогатных матерей-макак. Но пока потомство в виде полностью жизнеспособных особей получить не удалось. Однако один из участников проекта указывает, что еще рано опускать руки. Он напоминает, что овечка Долли родилась после 277 неудачных попыток.

Пока же исследователи допускают, что со временем эту трудности в клонировании приматов удастся преодолеть, однако на скорый успех здесь рассчитывать не приходится.