Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

28 июля 2006, 19:42 • Общество

Предки галактик

Ученые нашли «прародителей» существующих галактик

Предки галактик
@ GettyImages

Tекст: Андрей Весна

Десятки гигантских скоплений молекулярного газа, каждое из которых в несколько раз превышает размеры нашей галактики – Млечного Пути, обнаружили японские астрономы. По мнению ученых, они могут быть «прародителями» существующих галактик, тогда как открытие поможет пролить дополнительный свет на тайны возникновения и развития Вселенной.

Как объявила Национальная обсерватория, открытие было сделано группой ученых из университетов Тохоку, Киото и Эхиме. С помощью установленного на Гавайских островах телескопа Subaru они обнаружили 33 скопления молекулярного газа на расстоянии около 12 млрд. световых лет от Земли.

Телескоп Subaru построен на Гавайях. Его название в переводе с японского означает название скопления Плеяды. Эффективный диаметр главного зеркала – 8,2 м, вес зеркала – 25 тонн. Высота телескопа – 22 м, вес – 612 тонн. Телескоп расположен на высоте 4 139 м.

По мнению ученых, обнаруженные скопления молекулярного газа могут быть «прародителями» существующих галактик, тогда как открытие поможет пролить дополнительный свет на тайны возникновения и развития Вселенной. Японские астрономы убедились также, что считающееся самым удаленным от Земли галактическое скопление в этом районе значительно больше, чем считалось ранее, и простирается в длину на 200 млн. световых лет, сообщает ИТАР-ТАСС.

Известно, что первые галактики, образовавшиеся на заре существования этого мира, были не очень большими – по массе приблизительно в 10 тыс. раз уступали нынешнему Млечному Пути. Миллиарды лет назад они создали горячие и массивные звезды, появлявшиеся в ходе фрагментации и коллапса первородных водородных облаков. Затем яркие гигантские звезды «выжигали» все окружающее их космическое пространство мощной ультрафиолетовой радиацией, в том числе и сами галактики, их образовавшие.

Телескоп Subaru построен на Гавайях

Согласно теории, предложенной лет десять назад, эта радиация препятствовала дальнейшему формированию звезд в карликовых галактиках, поскольку способствовала ионизации и нагреву окружающего водородного газа.

В мае нынешнего года астрономы Стюарт Уайз из австралийского Мельбурнского университета и Абрахам Леб из американского Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра смогли представить первые прямые свидетельства в поддержку этой теории. Они показали, что миллиарды лет назад во Вселенной присутствовало считаное число относительно крупных галактик, а вовсе не большое количество совсем маленьких – карликовых. Процессы формирования подобных допотопных галактик смогли, по существу, «самоотключиться» спустя несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

«Первые карликовые галактики скрывали свое собственное «взросление», и поэтому все они в те времена имели примерно одинаковые размеры, – поясняет Леб. – Теоретически мы такое и ожидали увидеть, но теперь наконец смогли получить первое наблюдательное свидетельство столь самоубийственного поведения ранних галактик».

В дальнейшем астрономы надеются подтвердить реальность механизмов подавления формирования карликовых галактик с помощью следующего поколения телескопов – крупнейших радиотелескопов, которые смогут выявить присутствие далеких водородных облаков, и инфракрасных телескопов, которые смогут непосредственным образом отображать молодые галактики. В течение ближайшего десятилетия исследователи, использующие эти новые приборы, раскроют многие тайны Вселенной «темных веков».