Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
18 августа 2005, 21:10 • Общество

Конец «бригады»

Конец медведковской «бригады»: 158 лет тюрьмы

Конец «бригады»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Филатов

В среду 17 августа в Московском городском суде огласили приговор членам объединенной ореховско-медведковской преступной группировки, которая стала самой крупной столичной ОПГ в лихих девяностых. Интересно, что приговор суда посчитали слишком суровым не только адвокаты, но даже некоторые представители потерпевших. Мнения среди осужденных также разделились: некоторые считают, что наказание справедливо, другие своей вины категорически не признают.

Суровая гуманность российского суда

Решение суда было суровым: из 11 обвиняемых четверо получили сроки больше 20 лет. Один из лидеров ОПГ Олег Пылев, получивший максимальный срок – 24 года, все время оглашения приговора простоял к залу спиной и вину свою не признал. Досталось и самым активным членам группировки – Сергею Махалину, Александру Пустовалову и Вячеславу Пономареву, им присудили 22, 23 и 20 лет строгого режима соответственно.

В общей сложности подсудимым инкриминировалось 14 убийств, жертвами которых стали 18 человек

Остальные члены группы получили следующие сроки: Алексей Кондратьев – 15 лет, Владимир Грибков и Александр Федин – по 12 лет, Андрей Гусев* – 9 лет, Алексей Яковлев и Андрей Филиппов – по 8,5 лет и Олег Толстиков – 4 года. В общей сложности подсудимым инкриминировалось 14 убийств, жертвами которых стали 18 человек. В конце прошлой недели присяжным было предложено к рассмотрению 188 вопросов, на которые им требовалось ответить – виновны ли подсудимые и насколько убедительно доказана их вина. Через два дня обсуждений присяжные единогласно признали подсудимых виновными по всем пунктам.

Подсудимые по-разному отреагировали на приговор: Пылев свою вину не признал, Грибков признал решение присяжных справедливым, а Филиппов на выходе из зала упал в обморок.

На снисхождение самого гуманного суда в мире могли рассчитывать Толстиков и Филиппов – больше половины преступлений было раскрыто и доказано после их показаний. Учитывая помощь, им позволили давать показания из дома и отпустили под подписку о невыезде. Государственный обвинитель просил для них обоих условных сроков, однако присяжные решили иначе, и они были взяты под стражу прямо в зале суда. Адвокаты обоих были поражены таким суровым решением и намерены подать апелляцию в установленный законом десятидневный срок.

Самая большая «бригада» девяностых

Обвиняемого, находившегося под подпиской о невыезде, взяли под стражу в зале суда (фото ИТАР-ТАСС)
Обвиняемого, находившегося под подпиской о невыезде, взяли под стражу в зале суда (фото ИТАР-ТАСС)

История самой крупной российской преступной группировки началась 14 лет назад. В 1991 году Сергей Тимофеев, впоследствии известный как Сильвестр, создал преступную группировку, которая за короткое время сумела развиться из рядовой банды в крупную ОПГ. Однако в 1994 году Сильвестр подорвался на радиоуправляемой мине, а в скором времени в Киеве был убит его преемник, бывший офицер КГБ Григорий Гуситинский.

После этого в группировке произошла смена власти, и она раскололась на две: «ореховских» возглавил Сергей Буторин, а у «медведковских» во главе встали братья Олег и Андрей Пылевы и Сергей Махалин. Спустя три года обе группировки вновь объединились под предводительством Пылевых. О методах ОПГ красноречиво говорит такая история: в 1995 году один из киллеров «ореховских» Александр Пустовалов должен был уничтожить лидера ассирийской «бригады» Александра Биджамо по кличке Ассириец. Однако киллер не знал свою жертву в лицо и застрелил всех посетителей, находившихся в кафе - его не смутил ни тот факт, что кафе находилось напротив московской мэрии, ни дневное время.

К концу 1997 года группировка контролировала Пражский, Дорогомиловский, Тушинский, Митинский и Покровский рынки столицы, им принадлежал ряд компаний, среди которых небезызвестные «Русское золото» и «Марлов-групп». У группировки были свои ЧОП, что давало им право на официальное ношение оружия, адвокатское бюро «Согласие», а также МВ-банк и банк «Капитал-Экспресс». Со временем бандиты перенесли часть своего бизнеса за границу, принимали участие в поставках авиационных двигателей в ЮАР, имели доли в добыче драгоценных камней.

Провал заграничных гастролей

Участников ореховско-медведковской организованной преступной группировки проводят в зал заседания (фото ИТАР-ТАСС)
Участников ореховско-медведковской организованной преступной группировки проводят в зал заседания (фото ИТАР-ТАСС)

Порядки в ОПГ были не просто суровыми – людей убивали по малейшему подозрению, причем это распространялось и на рядовых членов банды. Такая дисциплина и смерть как единственное наказание за нарушение приказов отчасти объясняются тем, что костяк более многочисленных «ореховцев» состоял из бывших бойцов элитных подразделений ГРУ, ВДВ и МВД. Когда пути Сергея Буторина и знаменитого киллера Александра Солоника пересеклись, тот убрал Солоника вместе с его подругой, отправив к нему на виллу в Грецию своего лучшего «чистильщика» Пустовалова. Правда, некоторые криминалисты и адвокаты уверены, что Солоник не умер, но проверить это уже не удастся – его останки захоронили в общей могиле, так как за ними три года никто не ухаживал.

Вплотную милиция подобралась к бандитам в 1998 после громкого убийства следователя Одинцовской военной прокуратуры Юрия Керезя. Сначала было арестовано 13 членов группы, через полгода еще 10. Было доказано 30 эпизодов убийств и бандитизма, дела бригады пошатнулись, и летом 2000 года лидеры «медведковцев» и «ореховцев» выехали в Испанию, чтобы пересидеть трудное время.

Братья Пылевы купили виллу в провинции Малага, а Сергей Буторин и его телохранитель Марат Полянский выбрали Барселону. Однако даже вдали от родины и налаженных связей преступники не сидели без дела, и уже через полгода Пылевых признали местные криминальные авторитеты Малаги, Льеда, Жероны, Тенерифе и Майорки. Однако в 2001 году в День всех влюбленных Буторина и Полянского задержали в публичном доме Кастель-де-Фельсы и осудили на 8 лет, а Олег Пылев со своим другом Сергеем Махалиным попытались перебраться в Одессу, но осенью того же года оба были задержаны.

История продолжается

11 человек, которые были осуждены в среду, преимущественно принадлежали к медведковской части группировки, а в мае 2004 года за решетку попали «ореховские». К ним суд был не менее суров: Александр Васильченко получил пожизненный срок, Александр Пустовалов- 22 года тюрьмы, Дмитрий Куликов и Сергей Филатов - по 18 лет, Виталий Александров, Владимир Каменецкий, Иван Саусараис, Олег Пронин и Руслан Полянский - по 17 лет, Александр Кравченко - 8 лет, Яков Якушев и Дмитрий Усалев - по 8 лет условно.

Однако до полной победы правосудия еще далеко. Брат Олега Пылева Андрей также был арестован за границей и уже экстрадирован в Россию. Теперь суд займется им и еще несколькими членами группировки, которую десять лет назад не могли остановить ни служители закона, ни столь же жестокие конкуренты.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом