Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
28 мая 2015, 10:41 • Клуб читателей

Навести порядок у себя боимся

Антон Антипенко: Навести порядок у себя боимся

Навести порядок у себя боимся
@ из личного архива

Плохо, когда у человека нет эстетического чутья. Плохо, когда этого чувства нет у городских скульпторов. Присмотримся к тому, что изображает монумент «памятник Петру Первому» и какую идею хочет выразить.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Антипенко о том, почему в центре Москвы нужно демонтировать памятник Петру Первому.

Навести порядок в Москве – нам что, тоже Обама мешает?

Когда писал предыдущую статью про Родину-мать на Мамаевом кургане, с большим неудовольствием узнал, что так называемый памятник Петру Первому «работы» «скульптора» Церетели на 11 метров ее выше. Стало понятно, что этот автор ко всему прочему решил еще и «переплюнуть» Вучетича.

Что у нас за страна, что у нас за народ? Мало того, что о нас вытирают ноги все кому не лень, так мы и сами еще умудряемся вытирать о себя ноги. Навести порядок на Украине мы боимся, потому что это не понравится Обаме.

А навести порядок в Москве, убрать наконец из центра города гигантскую кучу – нам что, тоже Обама мешает? Постараемся разобраться без эмоций. Когда в 17-м веке султан Ахмед I построил в Стамбуле мечеть, позже получившую прозвище Голубая, в исламском мире разразился скандал. У Голубой мечети – шесть минаретов, столько же, сколько у мечети Каабы в Мекке! Недопустимо!

Пришлось султану построить еще один минарет для мечети Каабы, чтобы восстановить сакральную иерархию. И это все не шутки, не ханжество и не педантизм. Сакральная иерархия должна соблюдаться во всем. «Сегодня ты строишь мечеть с шестью минаретами, завтра с восемью, а послезавтра объявляешь, что хадж надо совершать в Стамбул, а не в Мекку. И тогда исламу конец».

Примерно так рассуждало мусульманское духовенство. И если для нас Россия является священным понятием, то очевидно, что никакая статуя не может быть выше статуи Родины-матери. Даже самая прекрасная.

Но в рассматриваемом случае речь вовсе не идет о прекрасной статуе. Бессмертное творение Церетели выглядит так, словно слеплено из жвачки, которую предварительно долго мусолили во рту. Плохо, когда у человека нет эстетического чутья. Очень плохо, когда его нет у мэра города.

Совсем плохо, когда его нет у мэра такого города, как Москва. Впрочем, все это, конечно, было не случайно. Уродливая эпоха и должна была себя проявлять уродливо. Но сейчас-то что? Мы все там же или все-таки нет?

Но, положим, аргументы от эстетики не для всех являются аргументами. Присмотримся (как ни противно это делать) к тому, что, собственно, изображает монумент Церетели, какую идею хочет выразить. Мы видим фигуру Петра Первого, стоящего за штурвалом.

Над ним – мачта с убранными парусами. Моторов, какие бывают на современных парусниках, во времена Петра не было. Корабль с убранными парусами мог в те времена или стоять на якоре, или быть пришвартованным к причалу.

В обоих случаях вертеть штурвал не было абсолютно никакого смысла. Это мог делать либо идиот, либо шут гороховый, притворяющийся, что управляет кораблем, который никуда не плывет. Стало быть, Петр Великий, по мнению Зураба Константиновича Церетели, – либо идиот, либо шут гороховый.

И если корабль символизирует Россию, то Россия при Петре никуда не плыла. Просто стояла на месте, а Петр, показушничая, имитировал плавание. А поскольку Петр – ключевая фигура в нашей истории (даже большевики признавали его роль), то и после Петра, надо полагать, Россия не вышла в плавание. Так и продолжает стоять на месте.

Да и куда может плыть изображенная Зурабом Константиновичем нелепейшая посудина с двумя бушпритами – спереди и сзади? Бушприт может быть только на носу парусного судна. Корабль с двумя бушпритами – просто какой-то Тяни-Толкай, непонятно, где у него нос, где корма. Посмешище, а не корабль. Россия – посмешище. Не новая мысль, но только Зураб Константинович сумел выразить ее с почти стометровым размахом.

И что же теперь делать? У меня есть четкий ответ на этот вопрос. Его дает Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 213. «Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу (наш случай!), совершенное организованной группой (тоже подходит), наказывается лишением свободы сроком до семи лет». Конечно, семь лет за такое неслыханное, чудовищное хулиганство – маловато.

Но что поделать, закон есть закон. Должны ли получить семь лет также и сообщники Церетели – Лужков и прочие – решит суд. В любом случае имущество этой организованной группы должно быть конфисковано, вырученные средства – направлены на демонтаж сотворенной хулиганами мерзости.

Только так. Если не современность, то по крайней мере история России заслуживает уважения. Начнем уважать историю, может, и современность станет пригляднее.

..............