Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
30 марта 2012, 20:25 • Культура

И снова к вопросу о кровососах

«Милый друг»: И вновь к вопросу о кровососах

И снова к вопросу о кровососах
@ 19 Entertainment

Tекст: Дмитрий Дабб

Деклан Доннеллан ставил в России Чехова, а фильм по Мопассану снял в Лондоне, заставив актера Паттинсона играть пустое место. Получилось убедительно, но не для ценителя классики, а для среднего зрителя в среднем кинотеатре, которому оставлена возможность сделать выводы. «В тот день я впервые понял, что женщина – человек», – пел Вадим Степанцов по другому поводу.

Для правильной усвояемости одних экранизаций первоисточник лучше читать до просмотра, для правильной усвояемости других – после. В случае с «Милым другом» первоисточник, конечно, лучше бы читать (читать классику вообще полезно), но основательно его подзабыть. Тогда тебя не убедят претензии тех, кого раздражают сокращения, и изрядно повеселят претензии тех, кто, критикуя как бы фильм, на деле критикуют Мопассана. Вторые сейчас в большинстве. Такое время.

#{image=615095}Ветеран алжирской кампании Жорж Дюруа недоедает и пьет плохое пиво. Встретив в кафе-шантане однополчанина, получает приглашение на ужин, где жена хозяина сообщает ему полезные сведения – в Париже вся власть у женщин, а их мужья – так, ширмочка. Проникаясь к нищеброду симпатией, мадам-эмансипе подсказывает ему кандидатку в любовницы и помогает устроиться внештатником в оппозиционную газету. Все это открывает перед Дюруа блестящие карьерные перспективы: писать он не умеет, зато умеет трахаться, а главное – начисто лишен совести. Жизнь удалась. Такое время.

У Мопассана всё это выведено сложнее и изящнее, в данной экранизации с Паттинсоном в главной роли, как ни странно, тоже. При желании картину можно высмеять и разнести на турнюры – поводы к тому имеются, однако делать этого совершенно не хочется. Во-первых, фильм отнюдь не так плох, как могло бы показаться, а, во-вторых, поспел он очень вовремя, напомнив нам, как же Париж конца девятнадцатого века напоминает Москву начала двадцать первого. Нравами напоминает, конечно. В том числе – в оппозиционной и журналистской среде. Больше Париж Москву ничем не напоминает. Такое время.

#{movie}Если же все-таки рассуждать о «соответствии букве и духу», то расхождения с романом пришлись, в основном, на область акцентов – их явно сместили в интересах тех, кто придет в кинотеатры не ради Мопассана, а ради Паттинсона. Для самой звезды «Сумерек» это стало медвежьей услугой. В первую очередь, он всё-таки актер, до сих пор «подающий надежды». Актер растет тогда, когда вынужден вписываться в предложенные обстоятельства, а не тогда, когда обстоятельства переписываются под него. В итоге мы имеем не того Жоржа Дюруа, что родом из классики и чье имя стало нарицательным, а того, кого нынешние девочки-фанатки готовы признать за неотразимого сердцееда.

Так, дабы фильм не сочли комедией, Дюруа-Паттинсон не носит усов. Не держит колесом грудь. Не курит. И вообще ничем не напоминает отставного унтер-офицера, повинного (по нашим меркам) в военных преступлениях, ибо солдафоны с револьвером сейчас не в моде, в моде пацифисты с фотоаппаратом и в кедах. Подобного пацифиста Паттинсон уже играл в «Помни меня», где был персонажем насквозь положительным. Первую половину «Милого друга» его Дюруа такой же душка-милашка, то есть не человек, пытающийся казаться добрым малым, а добрый малый как он есть. В дуэлях не участвует, не занимает денег у женщин и вроде бы искренне любит Мадлен Форестье (Ума Турман), параллельно питая к Клотильде де Марель (Кристина Риччи) не менее нежные чувства.

Повествование с привычно положительным Паттинсоном обрывается внезапно, не тормозя на рефлексиях, чем слегка шокирует тех зрителей, которые книжку не читали. Воплощая злую бездарность, вдруг прознавшую, что пенис – тоже грозное оружие, актер старается. Очень старается. Улыбается криво, ломает бровь, смотрит исподлобья (преимущественно – в разрез очередного платья). В помощь ему призваны осветители, подсвечивающие Паттинсона так, как в кино принято подсвечивать мефистофелей.

При этом коррупционные интриги, бывшие одним из столпов романа, в фильме идут бледным пунктиром, что логично: фанатки «Сумерек» не тот конь, для которого политика – корм. Репортерские изыскания Дюруа (вкупе с репортерской школой от Сен-Потена) отсутствуют вовсе. В конце концов, торговля телом по принципу «я вас любил, любил и вас, а вас я полюблю сейчас» заканчивается так, как заканчивается половина молодежных фильмов про секс – свадьбой. Впрочем, режиссер в этом, кажется, не виноват.

По большому счету его (точнее их – Деклана Доннеллана и Ника Ормрода, но последний, есть мнение, на подпевках) вообще не за что винить. Пертурбации с текстом привели к тому, что фильм «Милый друг» отвечает своему времени в той же степени, что и роман Мопассана – своему. Это тщательная (пожалуй, даже слишком тщательная) экранизация, выполненная известным театральным режиссером. Режиссером, знающим, что в современном театре декоратор и костюмер не обслуга, а випы. Но режиссером, специализирующимся не на мюзиклах. Вот и ответ на вопрос, как так вышло, что глаз радуется, а вот уши хочется заткнуть – в них малоуместная тоска дует.

В отрыве же от романа «Милый друг» – внятная, языком тинейджера рассказанная история, приучающая к классике, но не противоречащая нынешним представлениям о жизни. Мопассан такое бы оценил: сравнивая секс без любви с покупкой мясной котлеты, а влюбленного – с алкоголиком, он, тем не менее, был человеком добродушным, не столько едким сатириком, сколько трезвым реалистом, притом – пламенным защитником проституток. «Будущее принадлежит пройдохам», – писал он, просто констатируя факт. Будущее – это, получается, мы, и – таки да, принадлежит. Прелюбодеяние вычеркнуто из числа смертных грехов. Гедонистам, эгоистам и шмоточникам выписана индульгенция. Умение лезть наверх, обгоняя социальные лифты, однозначно отнесено к добродетелям. А «Bel Ami» для некоторых не столько роман, сколько словацкая гей-порно-студия, основанная – вы будете смеяться – Джорджем Дюруа.

Словом, гунны уже близко. Но на наш век нектара хватит.

Такое уж время.