Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
21 июня 2016, 21:21 • Политика

В переговорах о крымских заключенных Киев начинает признавать реальность

В переговорах о крымских заключенных Киев начинает признавать реальность
@ Станислав Красильников/ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев

Омбудсмены России и Украины договорились о передаче Киеву заключенных украинцев из Крыма. Ранее Киев отказывался забирать арестантов, утверждая, что те и так сидят «на украинской территории». С политической точки зрения, считают эксперты, соглашение означает, что официальные лица в Киеве начинают признавать: Крым – это больше не Украина.

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова по итогам встречи в Минске со своей украинской коллегой Валерией Лутковской заявила, что стороны договорились заключить соглашение о перемещении украинских заключенных, отбывающих наказание в Симферополе, на территорию Украины.

Может, они там теперь будут героями за то, что сохранили лояльность Украине. Они надеются, что там скостят срок

«Мы не только сверили списки, но и договорились о заключении соглашения о перемещении украинских заключенных, которые находятся в Симферопольском СИЗО исправительной колонии № 1, на территорию Украины», – сказала Москалькова. По словам Москальковой, это делается, чтобы исполнить волю заключенных о возвращении их «ближе к семьям на территорию Украины». Она добавила, что обсуждались и другие вопросы, которые должны улучшить атмосферу между сторонами в сфере «демократии и защиты прав человека».

Уполномоченный Верховной рады по правам человека Валерия Лутковская признала, что беседа носила конструктивный характер. «Мы говорили о 18 лицах, обменялись списками, но мой список немного больше. Это еще не полный список», – цитирует ее ТАСС.

Осужденные в Крыму граждане Украины могут быть переданы на родину при вступлении в законную силу приговора суда с согласия самих осужденных, уточнил позднее Минюст России. Таким образом, арестантам из СИЗО в любом случае придется дожидаться приговора суда.

Как писала газета ВЗГЛЯД, 26 мая, вскоре после своего визита в Крым, Москалькова посетовала, что Киев не забирает своих осужденных, которые остаются на полуострове. «В настоящее время в СИЗО № 1, который расположен в Симферополе и является единственным на территории Крыма, содержатся 16 украинских граждан», – сообщала она тогда. Глава минюста Украины Павел Петренко тотчас ответил, что всех заключенных, которые изъявили такое желание, уже давно забрали из Крыма. Однако через несколько часов после категоричного заявления Петренко в Киеве скорректировали позицию. «Я выражаю свою полную готовность начать активные действия по перемещению лиц с территории оккупированной АР Крым», – заявила тогда Лутковская. Через три дня заместитель Петренко Наталья Севастьянова пообещала наконец забрать всех своих заключенных из Крыма, тем самым косвенно признав, что ее шеф несколько поторопился с заявлением.

Представитель Лутковской Михаил Чеплыга сообщил газете ВЗГЛЯД, что на переговорах в Минске вопрос о статусе Крыма стороны решили обойти. «Чтобы разрешить гуманитарные вопросы, надо отойти от политических оценок, иначе мы никогда не приблизимся к решению проблемы конкретных людей. Именно это и привело к позитивному результату. Надеемся, что это только первый шаг, поскольку действительно есть добрая воля с обеих сторон», – отметил Чеплыга, уточнив, что договоренность достигнута только устная, никаких документов не составлялось.

«Пока это и не нужно, у нас еще действует соглашение, подписанное уполномоченными в 2013 году. Договорились, что мы его приведем в соответствие с сегодняшним днем и переподпишем. В нем будет предусмотрен ряд механизмов, которые понадобятся тогда, когда не работают другие межгосударственные или международные инструменты. То есть надо будет придумывать процедуры «ад хок» (ad hoc) – то есть чисто ситуативные механизмы, только для конкретной ситуации. Если мы уйдем от политики и сосредоточимся на судьбах конкретных людей, такие механизмы могут быть успешными», – надеется Чеплыга.

Договоренность о перевозке заключенных из Крыма – тоже из разряда «ад хок», уточнил он. «Омбудсмены выступают гарантами соглашения. Теперь дипломаты и пенитенциарные службы должны искать варианты решения проблемы в юридической плоскости».

Чеплыга подтвердил, что стороны обсуждали и маршрут перевозки – то ли из Крыма сразу на север, на материк, то ли придется делать крюк через Центральную Россию. «Пока единого мнения нет, все зависит от консультаций с исполнительной властью, в том числе и для того, чтобы обеспечить безопасность», – пояснил он.

Ветер северный

«С политической точки зрения это соглашение означает, что официальные лица в Киеве начинают признавать, что Крым – это больше не Украина, – заявил газете ВЗГЛЯД крымский политолог, замдиректора Центра изучения проблем безопасности и сотрудничества в Причерноморье Владимир Джаралла. – Формулировки в данном случае однозначны, следовательно, решение, которое принимается, – это признание реальности».

Впрочем, Джаралла считает, что решение Лутковской – пока исключение из правил. «Надо понимать, что принципиальная позиция Киева определяется не в самом Киеве. До изменения общей ситуации она будет оставаться все такой же твердолобой. Однако технические вопросы – а в данном случае речь идет именно о таком вопросе – будут решаться. Мы видим некий проблеск реалистичности, но эта реалистичность носит опять-таки временный характер. Можно не сомневаться, что после этого произойдут очередные выбросы, скандалы, чтобы как-то, так сказать, уравновешивать шаг Лутковской. Это такое танго: шаг вперед, шаг назад», – сказал крымский эксперт.

«Если люди желают по месту своей исторической родины отбывать наказание, это их неотъемлемое право, – сказала газете ВЗГЛЯД уполномоченный по правам человека в Крыму Людмила Лубина. – Я Москальковой рассказала об этой проблеме во время ее визита в Крым. Она заинтересовалась, и вот, как видите, она работает в этом направлении. Ну и слава богу!»

Впрочем, Лубина сомневается, что все подследственные и осужденные, о которых идет речь, требуют отправить их на Украину только из желания быть поближе к семьям. В качестве примера она также привела дело банды из 14 человек, которых год назад осудил Верховный суд Крыма, в том числе и за убийства, совершенные из корыстных побуждений – как на материковой Украине, так и на полуострове.

«Теперь их дело рассматривает Верховный суд России. Часть из них отказываются принимать российское гражданство и требуют суда на Украине», – рассказала Лубина.

Как сообщается на сайте Верховного суда, 9 декабря 2014 года прокурор Крыма Наталья Поклонская направила представление по этому делу в Верховный суд России. «Они защищаются как могут. Может, они там теперь будут героями за то, что сохранили лояльность Украине. Они надеются, что там скостят срок. Некоторых из них осудили на пожизненное. Пожизненное отбывать никто не хочет. Здесь-то им уже все понятно, а вот там еще есть шанс, что помилуют, дадут поблажку», – предположила Лубина.

..............