Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
13 декабря 2016, 21:41 • Политика

С будущим госсекретарем США можно договориться

С будущим госсекретарем США можно договориться
@ RIA Novosti/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Дональд Трамп выбрал своего государственного секретаря. Ключевой пост в кабинете нового президента США займет (при одобрении Конгресса) Рекс Тиллерсон, глава крупнейшей в мире нефтяной компании ExxonMobil, кавалер российского ордена Дружбы и хороший знакомый Владимира Путина. Однако он не пророссийский, а, как и сам Трамп, проамериканский кандидат – просто это другая Америка.

«Больше всего в Рексе Тиллерсоне я ценю то, что у него есть большой опыт успешного ведения дел со всеми типами иностранных правительств», – написал Трамп, объявляя о том, что планирует назначить нефтяника государственным секретарем.

Тиллерсон давно уже воспринимается многими видными мировыми фигурами как «человек их круга

«Упорство, обширный опыт и глубокое понимание геополитики делают его великолепным избранником на пост госсекретаря США. Он будет продвигать региональную стабильность и сфокусируется на ключевых интересах национальной безопасности США».

Еще в прошлом году журнал Forbes поместил президента ExxonMobil Рекса Тиллерсона на 25-е место среди наиболее влиятельных людей мира. Возглавлял рейтинг тогда Владимир Путин, Барак Обама был третьим, а Дональд Трамп вообще в нем не фигурировал. Тиллерсон был в рейтинге не на самой высокой для главы глобальной компании позиции – Гейтс и Джек Ма, да и еще девять хозяев или руководителей бизнес-империй были оценены выше него. Но 13 декабря Тиллерсон был назван в качестве будущего госсекретаря, и если как бизнесмен Тиллерсон был куда более влиятелен, чем бизнесмен Трамп, то как политик он окажется у него в подчинении.

Тем не менее 64-летний Тиллерсон с радостью принял предложение Трампа, и не потому, что следующей весной истекал его контракт с Exxon. Просто мало кому из глав даже крупнейших компаний выпадает возможность перейти из бизнеса на самую вершину мировой политики. И если Трамп сделал это, сенсационно выиграв выборы, то Тиллерсону все принесли на блюдечке с голубой каемочкой. Кто принес? Понятно, что они были знакомы и раньше, и Трамп сам принял решение, причем в кастинге участвовал целый ряд политических тяжеловесов. Но кто порекомендовал Тиллерсона Трампу?

Называют имена трех видных республиканцев, начинавших работать еще у Рейгана.

«Тиллерсона порекомендовали Трампу бывшие госсекретари Кондолиза Райс и Джеймс Бейкер, а также бывший министр обороны Боб Гейтс», – утверждает CNN. Бейкер был госсекретарем у Буша-старшего, Райс – у Буша-младшего, а Гейтс возглавлял Пентагон не только при младшем Буше, но и в первые годы Обамы. Судя по восторженному отзыву Райс, бывшие госсекретари действительно продвигали нынешнего:

«Рекс Тиллерсон – прекрасный выбор. На посту госсекретаря ему пригодится обширный опыт на международном уровне, глубокое понимание мировой экономики и вера в особую роль США в мире».

Понятно, что, хотя Тиллерсон всю жизнь проработал в нефтяном бизнесе, он, уже 10 лет возглавляя крупнейшую в мире нефтяную компанию, знает практически всех в американской элите. А с Робертом Гейтсом они еще и занимали одно и то же кресло – президента «Бойскаутов Америки»: Тиллерсон возглавлял эту пионерскую организацию в 2010–2012 годах, а Гейтс – в 2014–2016-м.

Понятно, что Тиллерсон более чем влиятельная фигура в США. Хотя он не владелец, а всего лишь наемный менеджер, но руководство крупнейшей нефтяной компанией и обширные внутриэлитные связи (в том числе, похоже, и семейные, через жену, носящую очень много говорящую древнюю фамилию Сент-Клер) делают его настоящим тяжеловесом. За период руководства ExxonMobil он не только продвигал ее глобальные интересы во всем мире, но и жестко отстаивал свои взгляды перед акционерами компании. То есть демонстрировал именно те качества, которые ценит Трамп. Поэтому новый президент его и выбрал – а также потому, что Тиллерсон знает множество мировых лидеров, как публичных, так и теневых. Как сказал Трамп в интервью телекомпании Fox News:

«Он гораздо больше, чем руководитель компании, он игрок мирового класса. Он во главе компании, думаю, являющейся крупнейшей в мире. ExxonMobil в два раза крупнее своего следующего по размеру конкурента, ею руководили замечательно... Для меня большое преимущество состоит в том, что он знает многих игроков, знает их хорошо. Он заключает крупные сделки в России для компании».

Действительно, Тиллерсон уже 20 лет работает с Россией и 15 лет знаком с Путиным. Конечно, не это определяло решение Трампа, а то, что Тиллерсон давно уже воспринимается многими видными мировыми фигурами как «человек их круга». Но понятно, что и сам тот факт, что подобное назначение подтверждало желание Трампа наладить отношения с Россией, был не лишним.

Да, выбор Тиллерсона затмил даже решение Трампа назначить своим советником по национальной безопасности генерала Флинна, который, о ужас, призывал сотрудничать с Россией по Сирии и сидел рядом с Путиным на одном приеме в Москве. А тут – кавалер российского ордена Дружбы, который ему вручил сам Путин!

Тиллерсона еще накануне охарактеризовали как того, кто «общался с Владимиром Путиным больше, чем любой другой гражданин США, за исключением разве что Генри Киссинджера» – и это неправда. Потому что, скорее всего, будущий госсекретарь провел с Путиным больше времени, чем бывший госсекретарь. За полтора десятилетия у Путина и Тиллерсона было несколько официальных встреч в России и США – и наверняка еще какое-то количество неофициальных, которые позволяют нефтянику характеризовать свои отношения с президентом России как «очень близкие».

Более того, Тиллерсон последний раз приезжал в Россию в июне этого года, на Санкт-Петербургский международный экономический форум – вопреки санкциям и формальным рекомендациям Госдепа. Кстати, еще в 2014-м он высказывался против санкций. И это неудивительно, учитывая то, насколько большие проекты есть у ExxonMobil в России. Еще в 2011-м компания подписала с Роснефтью соглашение о совместной разработке месторождений на арктическом шельфе и в Сибири – оцениваемое в несколько сотен миллиардов долларов. Работы не успели толком начаться – но и Путин, и Тиллерсон понимают, что совместное освоение шельфа выгодно обеим сторонам. А теперь и странам – потому Тиллерсон будет работать не на Exxon, а на мощную Америку, представление о которой у него близко к трамповскому.

Кстати, санкции помешали и внутриамериканским планам Тиллерсона. Как признавался его партнер Игорь Сечин, глава Роснефти, они собирались «прокатиться вместе на мотоциклах через всю Америку». И Сечин шутил, что это для него главная потеря – теперь поездку придется отложить.

Назначение Тиллерсона не будет легким. Одного указа Трампа недостаточно, кандидату необходимо пройти утверждение в сенате. И хотя Тиллерсон, конечно, ни в коей мере не является пророссийским кандидатом, а будет жестко отстаивать национальные интересы США, против него еще на прошлой неделе высказался ряд сенаторов. Причем критиковали его именно за «связи с Россией».

«Основной темой во время утверждения его кандидатуры будут его отношения с Путиным. Тиллерсон и возглавляемая им компания выступали против санкций в отношении России, он получил от Путина орден, и он активно занимался нефтяным бизнесом в основном в этой стране», – пересказал Politico позицию демократов сотрудник аппарата одного из сенаторов, входящих в Комитет по международным делам.

Глава комитета Боб Менендес заявил, что «если Рекс Тиллерсон станет нашим госсекретарем, то администрация Трампа гарантированно позволит сообщнику российского руководства руководить нашей внешней политикой. Расхожее выражение «конфликт интересов» явно недостаточно для того, чтобы описать настоящую паутину из бизнес-связей и банковских счетов, которые Тиллерсон и возглавляемая им компания делят с Владимиром Путиным и российскими нефтяными компаниями».

Даже ряд влиятельных республиканских сенаторов еще до официального объявления Трампом о выдвижении Тиллерсона высказали свое недовольство. «Я бы не хотел видеть на посту госсекретаря человека, одним из основных качеств которого является то, что он «друг Владимира», – написал бывший соперник Трампа Марко Рубио. Предсказуемо настроены и самые антироссийски настроенные сенаторы Линдси Грэм и Джон Маккейн:

«Меня очень беспокоит то, что у него настолько близкие личные отношения с Владимиром Путиным. Они вместе заключали огромные сделки, и это, несомненно, повлияет на его подход и к Владимиру Путину, и к российской угрозе».

От Маккейна и не стоило ожидать ничего иного. Однако, как уже отметили наблюдатели, ни один из сенаторов-республиканцев не говорил, что будет голосовать против Тиллерсона. А учитывая, что у республиканцев в сенате 52 места против 48 у демократов, Трамп сможет рассчитывать на поддержку партии.

И сенаторам-республиканцам будет очень сложно отказать президенту. Республиканцы уже пообещали поддержать в Конгрессе нового президента (чтобы хоть как-то исправить ситуацию, при которой Трамп избрался не благодаря поддержке элиты своей партии, а вопреки ее противодействию). Если республиканская элита в сенате попытается заблокировать такое ключевое для Трампа назначение, это будет равносильно объявлению войны. А война сейчас точно не нужна партии, побежденной на выборах «своим» президентом.

К тому же за Тиллерсона уже высказывается старая бушевская гвардия в виде бывших госсекретарей. Кроме того, первым заместителем госсекретарю подберут кого-то из международников, да еще, вполне вероятно, и с опытом жесткого противостояния с Россией (например, по слухам, им может стать Джон Болтон – бывший посол в ООН). Так что Тиллерсон вполне может пройти через сенат.

Конечно, кандидатурой Тиллерсона Трамп демонстрирует сенату свою власть и ставит его перед крайне неприятным, если не невозможным выбором – и это очень сильный ход. Кроме того, Трамп показывает, что формирует собственный кабинет министров, причем выбирает людей с характером и ярко выраженными взглядами. Это будет сильная команда – вопрос в том, насколько Трампу удастся добиться того, чтобы все проводили общую, и при этом именно его линию. В случае с Тиллерсоном понятно одно: их взгляды на Россию действительно совпадают. Оба считают, что с Россией лучше договариваться, чем конфликтовать.

И это очень хороший знак. Не в том смысле, что нас ждет эпоха «сердечного согласия» или «стратегического партнерства» с США. Конечно, нет – даже для создания доверительных отношений между руководством стран требуются не просто тесные контакты между руководителями, но и общее понимание будущего мироустройства.

Пока что можно говорить о том, что у Трампа и Тиллерсона есть намерение как минимум попробовать договориться с Россией о решении конкретных вопросов, будь то на Ближнем Востоке, Украине или по санкциям, а как максимум – и обсудить параметры нового порядка. Что, конечно же, является большим прогрессом. Говорить об этом со сторонниками «американской исключительности» из нынешней администрации было просто невозможно.

..............