Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
21 апреля 2015, 14:42 • Политика

Эстонии выгоден неясный статус границы с Россией

Эстонии выгоден неясный статус границы с Россией
@ Reuters

Tекст: Михаил Мошкин

Эстония обустраивает и укрепляет границу с Россией, причем определяет ее по своему усмотрению. Таллин тянет с ратификацией договора о границе, что оставляет почву и для территориальных претензий, и для эксцессов наподобие «дела Кохвера». Более того, неясный статус границы с восточным соседом дает повод поговорить об «угрозе русской оккупации за 4 часа» и лишний раз просить дополнительной помощи НАТО.

Эстония установит 760 пограничных столбов на границе с Россией. Об этом стало известно накануне, после того как департамент полиции и погранохраны этой прибалтийской страны объявил соответствующий конкурс.

В конце концов наращивание военного присутствия выльется в полноценное оформление военных баз альянса

Как отмечает в этой связи РИА «Новости», вопрос о более четких координатах границы привлек внимание Таллина после скандальной истории с задержанием ФСБ сотрудника полиции безопасности Эстонии (КаПо) Эстона Кохвера. Напомним, что сотрудник эстонской контрразведки Кохвер был задержан 5 сентября 2014 года на территории Псковской области со спецтехникой для скрытой записи, пистолетом «Таурус» с патронами и 5 тыс. евро, «а также материалами, которые имеют характер разведывательного задания». По версии эстонской стороны, ФСБ якобы похитила Кохвера на территории Эстонии.

6 сентября 2014 года суд в Москве санкционировал арест Кохвера, через пять дней ему было предъявлено обвинение в шпионаже. 12 марта нынешнего года Европарламент принял специальную резолюцию с требованием освободить Кохвера, «похищенного на эстонской территории» – заметим, что разведчик был упомянут через запятую с украинской летчицей Надеждой Савченко. Накануне вечером стало известно о новых обстоятельствах дела – как заявил в понедельник адвокат Кохвера Евгений Аксенов, гражданину Эстонии предъявили обвинения в контрабанде оружия и незаконном пересечении государственной границы. «Всего Кохверу показали девять эпизодов пересечения им в разное время государственной границы России», – пояснил Аксенов.

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, еще в 2011 году начальник псковского УФСБ Георгий Драчев, говоря о задержании псковича, завербованного эстонской контрразведкой КаПо, упомянул имя Эстона Кохвера в числе основных эстонских кураторов-агентов, работающих в Псковской области.

Отметим, что шеф Кохвера, начальник полиции безопасности Арнольд Синисалу, комментируя задержание своего подчиненного, сказал, что «эстонско-российская граница – это не забор или стена, а просто линия, о которой договорились».

Главная проблема в том, что – не договорились.

Граница не на замке

Помимо собственно «шпионской» составляющей, в деле Кохвера присутствует и большая политика. Эстония – последнее прибалтийское государство, не ратифицировавшее с Россией договор о границе. Следовательно, граница четко не установлена, и, что немаловажно, не сняты застарелые территориальные претензии.

Россия и Эстония могли договориться о границе еще в 2005 году. Но тогда Таллин в одностороннем порядке включил в договор преамбулу, содержащую ссылки на Тартуский договор 1920 года. Напомним, что по этому договору, заключенному Эстонской Республикой и Советской Россией, в составе Эстонии находились нынешний Печорский район Псковской области и часть Кингисеппского района Ленинградской области.

Москва полагает, что Тартуский договор утратил силу после 1940 года, но эстонская сторона так не считает. Кроме того, для Эстонии Тартуский мир – один из краеугольных камней ее государственности, о чем свидетельствуют массовые торжества, прошедшие в феврале этого года в Таллине с участием премьер-министра Таави Рыйваса.

Поэтому то, что в преамбуле договора 2005 года появилась ссылка на Тартуский трактат, Москва расценила как возможность предъявлять в будущем территориальные претензии к России, и подпись России под договором была отозвана.

В феврале прошлого года главы МИД России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали в Москве новые договоры о госгранице и о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. В договоре особо зафиксировано, что стороны не имеют претензий друг к другу. Но эти соглашения необходимо ратифицировать – и тут-то все вновь застопорилось.

10 апреля таллинская Postimees сообщила о том, что против ратификации по-прежнему выступают депутаты от Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) и Свободной партии. Ратификация договора в нынешнем виде противоречит эстонской конституции, поскольку граница между двумя странами была определена еще Тартуским мирным договором, заявил член правления EKRE Мартин Хельме.

«Опасность российского влияния оценивается высоко»

Неясность границы отнюдь не помешала эстонской стороне приступить к ее демаркации по собственному усмотрению – процесс был начат еще прошлой осенью. Таллин не скрывает, что намерен провести ее в одностороннем порядке, так как пограничный договор с Россией пока не вступил в силу.

#{interviewpolit}Эта позиция, заметим, ярко проявилась и в деле Кохвера. Как заявили в декабре 2014 года представители полиции безопасности КаПо, их сотрудник, «несомненно, проводил всю операцию на территории Эстонии возле пограничного столба номер 121». Кохвер «выполнял служебные обязанности по предотвращению трансграничного преступления», но «ФСБ его захватила, чтобы насильно удержать».

Этот случай в Эстонии рассматривается как очередное проявление агрессии российских спецслужб и России в целом. В докладе КаПо по итогам 2014 года говорилось о том, что спецслужбы России активизировали свою работу, интересовались парламентскими выборами, формированием нового правительства, а также присутствием в стране воинского контингента НАТО, что явно должно заинтересовать «старших партнеров» Эстонии. В качестве примера одного из скандалов, который произошел из-за действий спецслужб, приводится утечка телефонного разговора министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в марте 2014 года. «Опасность российского влияния оценивается высоко», – написал в предисловии к отчету директор полиции Арнольд Синисалу.

Добавим, что 15 апреля эстонский премьер-министр Рыйвас на встрече с финским коллегой Александром Стуббом заявил: «Ясно, что наш крупный сосед Россия не соблюдает правила международного права так, как это делает ЕС».

«И за сколько они окажутся здесь?»

В нагнетание истерии внес свою лепту и президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. 12 апреля он позволил себе покритиковать НАТО за то, что альянс не укрепляет свои внешние рубежи дополнительными силами. Сегодня лишь 150 пехотинцев НАТО находятся в Эстонии, да и то временно, что особенно пугает Ильвеса, офис которого находится всего в двух часах езды от границы. Он заявил, что НАТО должно развернуть в Эстонии хотя бы одну постоянную бригаду. На данный момент, посетовал Ильвес, в стране на постоянной основе находится только мотопехотная рота из состава 1-й кавалерийской (танковой) дивизии армии США.

«И за сколько они (русские) окажутся здесь? За неделю, за пять дней? – нагнетал панику Ильвес. – Если вы посмотрите на российские учения, то они начинаются внезапно. Все будет кончено часа за четыре». В итоге Тоомас Ильвес просто вынес вердикт: если альянс бросит Эстонию, это будет для него началом конца. «Это будет означать смерть НАТО», – считает он.

Напомним, в начале марта президент другой прибалтийской страны, Литвы, Даля Грибаускайте заявила, что перед странами Балтии возникла реальная угроза со стороны России и необходимо подготовиться к самостоятельному отражению атаки как минимум в течение трех дней, пока на помощь прибудут союзники по НАТО.

Но эстонский президент Ильвес пошел еще дальше – в уже упомянутом интервью Daily Telegraph он заявил, что его страна, которая является членом НАТО, может стать эпицентром следующего мирового кризиса. «Мы наблюдаем за резким ростом военных действий. Рядом с нашими границами проходят незапланированные военные учения», – подчеркивает Ильвес.

«Очень опасный регион»

Отметим, что в том же духе на днях высказался и отставной американский дипломат Пол Гобл, при Рональде Рейгане «курировавший» прибалтийские республики СССР. «Балтийские страны находятся в очень опасном регионе, – сказал Гобл в интервью BNS. – Членство в НАТО помогает снизить риски для безопасности, с которыми им приходится стоять лицом к лицу, но не устраняет их совсем».

Очевидно, что Эстония не рискнет требовать переноса границы к линии, установленной Тартуским договором, но сам неясный статус рубежа будет весомым поводом для поддержания статуса Прибалтики как «опасного региона», что будет гарантировать бесперебойную поддержку со стороны НАТО, к вящей выгоде эстонских властей.

«Приняты политические решения по приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам. На территории стран Прибалтики уже присутствуют контингенты сил специальных операций США, наращиваются другие виды военного присутствия», – напомнил в комментарии газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Отметим, что в 2013 году эстонские власти запретили Коротченко въезд в страну, как и российским политологу Владимиру Жарихину, социологу Валерию Тишкову и итальянскому общественному деятелю, экс-депутату Европарламента Джульетто Кьезе.

«В конце концов наращивание военного присутствия выльется в полноценное оформление военных баз альянса и, в том числе, США на территории прибалтийских стран. В этом состоит главная угроза», – полагает Коротченко.

..............