Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
10 ноября 2015, 21:01 • Политика

«На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?»

Суд над россиянами в Киеве противоречит Женевской конвенции

«На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?»
@ Sergei Chuzavkov/AP/ТАСС

Tекст: Юрий Богданов

В Киеве состоялось первое полноценное заседание суда по делу Евгения Ерофеева и Александра Александрова – россиян, задержанных в мае в Донбассе. Оба обвиняемых отказались признать, что являются российскими военнослужащими – а именно в этом их и обвиняет украинское государство. Отказываясь же признать россиян военнопленными, украинский суд оказывается нарушителем европейских конвенций.

Во вторник днем Голосеевский районный суд Киева приступил к рассмотрению уголовного дела задержанных в мае россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Обвинение представляли офицеры Главной военной прокуратуры. Оба россиянина отказались признать себя виновными. «Нет, не признаю», – сказал каждый из них, высказав в то же время готовность давать показания по делу.

Украинский конфликт – внутренний конфликт, соответственно, все участники находятся под защитой Женевской конвенции

Отвечая на вопрос, согласен ли он с обвинением, Ерофеев заявил: «На каком основании они утверждают, что я военнослужащий?» Судья указал, что на данном этапе суд не может дать ответ на этот вопрос. Александров при установлении личности также назвал себя безработным.

Затем на заседании в течение 2,5 часов представители прокуратуры зачитывали обвинительный акт. Напомним, что еще в конце сентября прокуратура потребовала для россиян пожизненного заключения.

На суде присутствовал и российский консул Алексей Грубый, сообщивший журналистам, что защита располагает документами Минобороны о прекращении службы россиян в ведомстве.

Адвокат Александрова Юрий Грабовский, которого цитирует Би-би-си, ранее заявил, что сразу после задержания, когда россияне сообщали о себе другую информацию, Александров «говорил раненый и без адвокатов». Во вторник адвокат уточнил, что, назвав себя в суде безработными, подсудимые имели в виду настоящее время, а непосредственно во время задержания россияне «работали по контракту в народной милиции ЛНР». Именно это дает основания для признания за ними статуса военнопленного.

«Признать (прошу признать) моего подзащитного Ерофеева военнопленным», – сказала адвокат Ерофеева Оксана Соколовская в ходе суда. Она отметила, что считает необходимым сначала определить статус ее подзащитного, так как от этого будет зависеть дальнейший ход дела. Напомним, еще на прошлой неделе защита и Александрова, и Ерофеева подала иск в Высший административный суд Украины к президенту Петру Порошенко о признании россиян военнопленными, что в принципе не позволяет применять к ним уголовное преследование.

#{smallinfographicleft=745050}Как передает «Интерфакс-Украина», на заседании выступил в качестве потерпевшего и боец батальона «Айдар» Богдан Гаркуша, который, по версии обвинения, был ранен в бою с участием Ерофеева. Гаркуша выступил против ходатайства Соколовской – по его словам, на Украине не идет объявленная война, «а проводится антитеррористическая операция, и подсудимых он считает террористами».

Официальный статус – «партизан»

В итоге суд отклонил как не относящееся к делу ходатайство Оксаны Соколовской. Юрий Грабовский в перерыве заседания рассказал, что адвокаты готовят уточнение для иска в Высший административный суд, чтобы все же добиться признания россиян военнопленными. Юристы должны подать его в пятидневный срок, передает РИА «Новости».

Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, Ерофеев и Александров обвиняются украинской стороной «в террористической деятельности, ведении агрессивной войны, незаконном пересечении границы, незаконном перемещении и ношении оружия, нарушении порядка въезда на оккупированные территории и в развязывании военного конфликта». Прокуроры на судебном заседании заявили, что россияне якобы «по предварительному сговору группы лиц» выполняли заведомо преступный приказ командующего Генштаба РФ и других командиров.

Профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что в уголовном преследовании Ерофеева и Александрова есть политическая составляющая.

«Требование признать за задержанными статус военнопленного вполне логично. Если им предоставят статус военнопленного, то их не имеют права судить в уголовном или ином порядке. Это будет означать, что они находятся под защитой международного права, а именно Женевских конвенций (III части Женевской конвенции 1949 года – прим. ВЗГЛЯД). В 1977 году были приняты два протокола к ним, которые распространили действие этой конвенции на внутренние конфликты. То есть в этом смысле разницы в статусе военнопленного для участника внутреннего конфликта или международного нет», – отметил Лабин.

«По праву считается, что во время конфликта есть две противоборствующие стороны: правительство и повстанцы. Все подчинены законам этого государства и международному праву. Применение оружия не считается уголовно наказуемым действием, потому что они находятся в состоянии конфликта. Поэтому, согласно законодательным актам, они не должны быть привлечены к уголовному преследованию, если, конечно, они не совершили тяжких или особо тяжких преступлений», – сказал юрист.

Отметим, что «военнопленным» по международному праву и той же Женевской конвенции 1949 года не обязательно должен считаться военнослужащий. К числу пленных причисляются и гражданские лица, взявшие в руки оружие: «комбатанты». Это лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). Иными словами – это повстанцы, партизаны, личный состав ополчений, добровольческих отрядов и так далее. 

«В таких случаях обычно происходит обмен»

«Украинский конфликт – внутренний конфликт, соответственно, все участники находятся под защитой Женевской конвенции, – сказал Лабин. – Нет необходимости доказывать, что это внутренний конфликт, а не внешний. То есть государство находится в состоянии конфликта с самим собой. И поэтому все юридическое производство переходит в рамки международного, а не местного права. Государство, находящееся в конфликте, скажем, с повстанцами, не может вести уголовное производство – они изымаются у него».

Лабин подчеркнул, что в таком случае обычно происходит обмен между сторонами. Речь идет, разумеется, об обмене между Украиной и ополченцами. «Очевидно, что в уголовном преследовании Евгения Ерофеева и Александра Александрова есть политическая составляющая. Уголовное дело ведется таким образом, как будто к процессу привлечено третье государство. Все делается только для того, чтобы создать информационный фон. Адвокат подсудимых ведет себя абсолютно правильно. Необходимо апеллировать к Женевским конвенциям», – подчеркнул юрист.

«То, что в рядах ополченцев оказались двое граждан России, – это ничего не означает. Это не позиция государства. В России 147 миллионов и свобода передвижения. С точки зрения международного права эти люди рассматриваются как комбатанты, не имеет значения, откуда они и какой паспорт имеют», – подытожил юрист.

Лабин отмечает, что защита должна будет доказать, что обвиняемые являются военнопленными, то есть комбатантами. «Обычно у комбатантов должны быть при себе отличительные знаки. У них должны быть при себе документы, номерные жетоны и военное командование. Они должны быть прикреплены к определенной части», – сказал собеседник.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков также назвал Ерофеева и Александрова пленными. «Это граждане России, которые находятся в плену. Российская сторона принимает необходимые меры для их вызволения из плена», – говорил он.

Следующее заседание суда назначено на 17 ноября.