Сергей Худиев Сергей Худиев Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

4 комментария
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

3 комментария
28 ноября 2013, 09:00 • Политика

Вместе и порознь

В Подмосковье разворачивается административная реформа

Вместе и порознь
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Иван Афиногенов

Московская область может попрощаться с некоторыми муниципальными образованиями: административная реформа, начатая главой региона для сокращения дотационных поселений, обещает избавить регион от 40% чиновников. Главная сложность – люди не хотят объединения со слабыми соседями, хотя саму реформу скорее поддерживают.

Подмосковье при всех руководителях (советские – не исключение) было едва ли не самым сложным регионом страны: близость к столице, отсутствие административного центра, разрыв в доходах между соседними территориями – все эти проблемы десятилетиями сплетались в узел.

Мы рискуем получить оппозиционно настроенный регион, а через два года выборы в Госдуму

Десятилетиями главы Московской области пытались его то развязать (как Сергей Шойгу), то разрубить (как Борис Громов), то заплести еще сильнее (как всеми уже забытый Анатолий Тяжлов, первый постсоветский глава региона).

Попробует и новый, избранный в сентябре губернатор.

В семьдесят семь раз

В ноябре губернатор Андрей Воробьев заявил о намерении сократить аппарат подмосковных чиновников на 40%. При этом он добавил, что добросовестные сотрудники без работы не останутся.

В Подмосковье, по словам Воробьева, планируется уменьшить количество дотационных сельских поселений. Из 178 сельских поселений области менее трети имеют «приемлемую» финансовую базу, а 100 – дотационные. В рамках грядущей реформы планируется объединить около 30 сельских поселений в 12 районах.

«Есть запрос на укрупнение муниципалитетов в Можайском, Каширском, Солнечногорском, Коломенском районах, Люберцах и Котельниках, – заявил Воробьев в ходе высшего совета при губернаторе, который прошел в подмосковном Ступино 1 ноября. – Никаких поспешных решений мы принимать не станем. Но нам необходимо спокойно и планомерно, через обсуждение с жителями привести нашу управленческую структуру в порядок. Иначе вот что получается: в области 288 поселений. За девять лет численность чиновников в них выросла в 41 раз. А расходы на их содержание – в 77 раз! Так дело не пойдет, и теперь мы будем находить умные решения. Будем учиться экономить на торгах, на дорогих машинах, на содержании офисных площадей под администрации и т. д. И каждую освободившуюся копейку направлять на благоустройство области».

«Дорожная карта», как сообщают в администрации области, будет подготовлена до конца 2013 года.

Два пути реформы

Объявленный процесс укрупнения муниципалитетов пойдет по двум схемам. Как сообщили «Ведомости», согласно первой, административный центр района и сам район объединят в городской округ (во время введения 131-го ФЗ так уже было сделано в Балашихе, Домодедово и Химках). «Такая возможность обсуждается для Люберец (территория как раз разрослась до границ района), Красногорска, Коломны и, возможно, Серпухова», – пишет издание.

Подобные административно-территориальные изменения по закону требуют проведения референдума в каждом районе и утверждения решения в областном законодательном собрании.

Вторая схема состоит в передаче полномочий всех поселений на уровень района, и здесь референдум не нужен: решение принимается депутатами муниципалитетов.

Существуют муниципалитеты, в которых укрупнение – вне зависимости от выбранной стратегии – оказалось делом уже почти решенным. Как сообщает «Королев-ТВ», не возникнет проблем при слиянии городов областного подчинения Юбилейное и Королев в одно административное образование: «Это не просто логично, но и естественно для такого образования «город в городе». Стоит также учесть, что многие государственные учреждения Юбилейного и Королева (полиция, налоговая, миграционная служба и др.) и так уже совмещены».

Знает Подмосковье и примеры успешного «слияния» муниципалитетов районного подчинения. Так, масштабную реформу в начале нулевых пережил Химкинский район, где к городу Сходня были присоединены поселения Фирсановка и Усково, а деревни Яковлево, Трахонеево и Свистуха административно стали поселением Клязьма Клязьминского сельского округа Химкинского района.

Трудности диалога

Однако существуют и проблемы. Пример – разгорающаяся полемика между дотационными Люберцами с одной стороны и профицитными Котельниками и Дзержинском – с другой. Горячие споры о методах проведения административной реформы даже грозят срывом всех планов и сроков, потому что все стороны кровно заинтересованы в том, чтобы она прошла по их сценарию.

Котельники и Дзержинский, в конце 90-х ставшие городами областного подчинения (раньше поселения управлялись из Люберец), готовы объединяться друг с другом: оба поселения имеют сложившийся бюджет, оба уже, как пишет газета «Подмосковье Сегодня», приступили к подготовительным мероприятиям по слиянию систем управления и созданию единой администрации. Об этом главы поселений и отчитались губернатору Подмосковья в середине ноября.

Трудности начались тогда, когда о своих амбициях заявили Люберцы, глава которых планирует вобрать в единый городской округ, помимо Котельников и Дзержинского, еще и поселения Томилино, Малаховка, Красково и Октябрьский. Это случилось накануне принятия бюджета Люберецкого района на 2014 год: его дефицит будет составлять 153 млн рублей.

А после Люберец о желании стать центром объединения заявил глава Лыткарино, и ситуация запуталась еще больше.

Котельники, входящие в пятерку доноров областного бюджета и являющиеся вторым по бюджетному обеспечению административным субъектом, доходы которого последние годы оставались стабильно высокими, разумеется, против планов администрации Люберец возражают.

Жители Котельников объясняют свою позицию довольно просто: Люберцы слишком велики и депрессивны, чтобы Котельники выдержали это объединение.

Я не понимаю, зачем нам объединяться с Люберцами? Вы там были?

Пенсионерка Ольга Митина полагает, что слияние повредит Котельникам: «И теперь у нас если не все хорошо, то уж точно лучше, чем в Люберцах. Зачем же тогда объединяться нам с ними?»

«Я не понимаю, зачем нам объединяться с Люберцами? Вы там были? Это город крайне бедный, плохо управляемый. Котельники экономически не выиграют ничего, у нас – профицитный город, мы больше 20 млн, по-моему, отдали сверху налогов, социалка есть, не блестящая, но есть. Люберцам нужны Котельники и Дзержинский, это факт. Тут не только экономика, тут жителей не так много, тут есть где строить, тут, в конце концов, уникальные песчаники, которые военные используют. Вопрос – а что есть в Люберцах? А в Люберцах нет ничего», – говорит предприниматель из Котельников Олег Маслов.

«Разница будет очевидна, когда на все вопросы, почему не ремонтируются дороги, что с ЖКХ, где поликлиники новые, а заодно где все городские налоги оседают, нам будут говорить в администрации Люберец: извините, мы на ваши денежки Люберецкий район поднимаем. А вы не в самом плохом состоянии», – уверена пользователь Sveta13.

Аналогично настроены и жители Дзержинского.

«Вариант с Котельниками – не самый плохой. Однозначно хуже, если нас присоединят к Люберцам по домодедовскому сценарию, когда весь район объявили городским округом», – пишет на форуме города пользователь под ником Marshal.

Стоит отметить, что в среду совет депутатов Дзержинского вынес тему объединения с Котельниками на обсуждение, чтобы проработать детали процесса и не допустить люберецкого варианта объединения. В Люберцах на местном городском форуме царит свое понимание ситуации.

«Для Люберец лучшее слияние – это, конечно, Котельники, размер бюджета которых превышает размер бюджета Люберец, при этом населения в городе проживает в несколько раз меньше. Дзержинский и Лыткарино, вероятно, должны образовать свой городской округ. Но что-то мне подсказывает, что в Котельниках такому раскладу не очень будут рады», – пишет пользователь Вегас.

«Нужно застроить все! Максимум выжать бабла, пока народ молчит», – предлагает А. Иванов.

«Нужно время, а его обычно нет»

Социальную опасность административной реформы отметил политический аналитик Тимофей Шевяков.

«Административная реформа, задуманная подмосковным губернатором Андреем Воробьевым, в принципе, вещь разумная. Количество чиновников на душу населения у нас, конечно, пока не дошло до европейского уровня, но их эффективность ниже на порядки. Фактически у нас масса чернильных душ дублируют функции друг друга, ничуть не упрощая функционирование системы в целом и жизнь простых граждан в частности. Понятно, что в Мособласти мы имеем зашкаливающее количество «удельных княжеств» – на данный момент, даже после того как Москва отъела изрядный кусок юго-запада области, их 72. А в каждом – глава, администрация, совдеп и прочая, и прочая», – так описывает сложившуюся ситуацию эксперт.

«С одной стороны, объединять надо, – рассуждает Шевяков, – а с другой – уровень в разных муниципальных образованиях совершенно разный. Процветающие Ступинский и Рузский районы, скажем, граничат с депрессивными Озерским и Можайским. Укрупнять что-то внутри районов? Это латание тришкиного кафтана, да еще и сопряженное с очевидным ударом по планированию и по развитию района на пару лет вперед, потому что, для того чтобы разобраться в специфике и нуждах субъекта, нужно время, а его обычно нет».

В итоге, по словам Шевякова, «мы получим ухудшение ситуации в депрессивных районах и нагнетание социальной напряженности в регионе в целом»: «Объединение городских поселений с районами – вопрос также спорный, и его следует рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Скажем, в Пушкино этому противятся, а в Можайске – напротив, ждут. Все это связано и с экономической ситуацией «на земле» и с конфликтами внутри местных элит – масса факторов, одним словом».

«Мы рискуем получить оппозиционно настроенный регион, а через два года выборы в Госдуму – так, на секундочку, – подытожил Шевяков. – Без четкого понимания плана действий по каждому муниципальному образованию и делать тут нечего. И главное: административная реформа должна стоять на втором месте после программы по развитию промышленности и созданию рабочих мест в Московской области, иначе все изменения никакого смысла иметь не будет», – отметил Шевяков.

Опыт Великих Лук

Возможно, самым ярким примером административной реформы, проведенной без учета региональной специфики, является Великолукский район Псковской области, судьба которого может быть очень поучительной.

Дотационная и разорванная между Москвой (южная часть региона), Санкт-Петербургом и Эстонией (север и северо-запад) Псковская область включала в себя Великие Луки далеко не всегда.

В 1929 году из Ленинградской области в состав Западной области был передан Великолукский округ, который и стал сначала Великолукской областью, а затем, в 1957 году, вошел в состав Псковской области, хотя уже тогда логичным было бы слияние его с Калининской (ныне – Тверской).

Разумеется, и в 1929-м, и в 1957-м было не до глубокой проработки: сначала шла индустриализация, потом страна восстанавливалась после Великой Отечественной, именно поэтому формальная передача территорий обсуждения не требовала. И теперь граничащие с Тверской областью Великолукский, Усвятский, Невельский и Куньинский районы довлеют не к Пскову, географически расположенному куда северней, а к Твери, то есть фактически к Москве.

..............