Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

6 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

12 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

19 комментариев
6 марта 2012, 17:50 • Политика

История с продолжением

МИД пообещал адекватно ответить на выпад Латвии

История с продолжением
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

Выставка «Угнанное детство» вновь стала предметом спора между Россией и Латвией. В российском МИДе жестко отреагировали на решение Латвии внести устроителей выставки в список «нежелательных лиц» для всей Шенгенской зоны. А латвийские историки одобрили действия своего государства и назвали российских коллег «маргиналами».

Москва считает недружественным актом решение Риги объявить персонами нон грата двух российских ученых – директора фонда «Историческая память» Александра Дюкова и руководителя исследовательских программ этого фонда Владимира Симиндея. «Российская сторона оставляет за собой право на адекватные ответные меры», – заявил «Интерфаксу» во вторник источник в МИДе.

#{ussr}На Смоленской площади подчеркнули, что «вызывает глубокое сожаление использование Латвией практики визовых запретов в отношении российских исследователей, отстаивающих объективную точку зрения на события нашего совместного прошлого, не совпадающую с их трактовкой официальной Ригой». «Такая трактовка явно диссонирует с неоднократными декларациями латвийской стороной о готовности к конструктивному диалогу по исторической проблематике», – сказал дипломатический источник.

Напомним, в субботу руководители фонда «Историческая память» были внесены в Латвии в список лиц, которым запрещен въезд в страну. Такое решение принял министр иностранных дел Эдгар Ринкевич на основании заключения компетентных структур о «сознательных действиях этих лиц, наносящих вред латвийскому государству и его гражданам».

Представитель латвийского МИДа Янис Силис пояснил, что Дюков и Симиндей внесены в список нежелательных лиц на неопределенное время. Кроме того, историки оказались в списке нежелательных лиц стран Шенгенской зоны в целом.

Дюков собирался в конце марта везти в Латвию выставку «Угнанное детство: судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943–1944 гг.», которую латвийский МИД ранее уже осудил за «фальсификацию истории». Выставка проходила в Москве в Государственном центральном музее современной истории России с середины января в течение месяца.

Там впервые были представлены уникальные свидетельства о судьбах детей, ставших жертвами гитлеровских карательных операций на северо-западе СССР в годы войны.

«В 1943–1944 гг. в прилегающих к латвийской границе районах России и Белоруссии нацистами проводились масштабные карательные операции, ударной силой которых, как правило, становились латвийские коллаборационистские формирования. В ходе этих операций вдоль латвийской границы создавалась полоса выжженной земли: деревни сжигались, их жители частично уничтожались, а частично угонялись на принудительные работы в Латвию и Германию. В рамках этих операций в Латвию были угнаны тысячи несовершеннолетних детей – русских, белорусов, поляков», – отмечали организаторы выставки.

В интервью газете ВЗГЛЯД Александр Дюков назвал реакцию российского МИДа «совершенно адекватной». «Еще никогда на моей памяти не случалось такого, чтобы персонами нон грата объявляли не государственных деятелей, не дипломатов, не чиновников, а историков – людей, которые занимаются исключительно научными исследованиями и которые, собственно, за эти научные исследования и пострадали», – отметил Дюков.

Историк предположил, что у российских властей есть несколько вариантов для ответа. Например, зеркальное объявление персонами нон грата нескольких латвийских историков, тех, кто готовил материалы по последним «возмутительным заявлениям президента Берзиньша (президент Латвии Андрис Берзиньш), касающиеся героизации Ваффен СС». Речь идет о советнике главы государства Антонии Зунде и сопредседателе российско-латвийской исторической комиссии Инесисе Фелдманисе. Напомним, о работе этой комиссии газета ВЗГЛЯД рассказывала в середине ноября.

«Однако подобный подход, будучи с государственной точки зрения вполне адекватным, с научной точки зрения не совсем хорош. Мне лично не хотелось бы, чтобы идиотские и странные действия латвийской стороны повторялись нашей страной, страной гораздо более адекватной и демократичной», – признался Дюков, добавив, что латвийские историки не должны лишиться возможности работать в российских архивах и вести научный обмен.

Более адекватным ответом российской стороны Дюков считает замораживание деятельности совместной российско-латвийской комиссии, созданной в прошлом году, до того момента, пока «возмутительные ограничения против историков и других сотрудников фонда «Историческая память» не будут сняты. «Очевидно, что в нынешних условиях говорить о продуктивной работе этой комиссии просто невозможно, если теперь над каждым российским членом комиссии висит угроза, что за несоответствующую латвийской точке зрения позицию его могут включить в черные списки и Латвии, и Шенгена», – полагает историк.

По словам Дюкова, выставка в Латвии в конце марта, пусть и без него, но все равно откроется, и сейчас он решает технические и организационные вопросы. Также продолжаются переговоры организаторов с европейскими историками, занимающимися данной тематикой, об их участии в круглом столе, приуроченном к выставке.

«В любом случае мы исходим из того, что эта выставка – научное мероприятие, а не политическое, как бы ни пытался высказываться в обратном духе латвийский МИД», – подытожил Дюков.

В свою очередь, упомянутый Дюковым Фелдманис в разговоре с репортером газеты ВЗГЛЯД поддержал решение латвийского МИДа. «Министерство поступило правильно. В России как Симиндей, так и Дюков – это маргинальные историки. Они хотят показать выставку, которая вообще не имеет никакого исторического основания», – сказал Фелдманис.

Что касается призыва заморозить работу двусторонней комиссии, то Фелдманис напомнил, что Дюков «не является членом комиссии». «Я не понимаю такого предложения... Сами российские историки признали, что Дюков является маргинальным историком в России», – указал Фелдманис.

..............