Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

9 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

9 комментариев
27 февраля 2012, 09:59 • Политика

«Не пытаясь задвинуть Россию»

Путин обвинил Запад в "воинственном зуде"

«Не пытаясь задвинуть Россию»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Гриценко

Россия не может и не хочет быть изолированной, однако будет последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений, пишет Владимир Путин в своей новой статье, посвященной внешней политике страны. Глава правительства, в частности, дал оценку «арабской весне» и поведению Запада, высказал свое мнение о «китайской угрозе» и перспективах отношений с США и ЕС.

«Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь. Более того, я убежден, что безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь «задвинуть» ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности», – пишет Владимир Путин в своей новой статье, посвященной внешней политике России.

«Ракетно-бомбовая демократия»

Может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков

Глава правительства подчеркивает, что к важнейшим постулатам мировой политики относятся неделимая безопасность, недопустимость «гипертрофированного» применения силы и безусловное соблюдение международного права.

Однако, отмечает он, «некоторые аспекты» поведения США и НАТО не вписываются в эту логику  и опираются на стереотипы блокового мышления. По его убеждению, расширение североатлантического альянса и развертывание системы ПРО у границ с Россией не вносят доверия в отношения двух сторон и бьют по задачам глобального масштаба.

Череда вооруженных конфликтов, оправдываемых гуманитарными целями, продолжает Путин, подрывает принцип государственного суверенитета. «Без сомнения, это так – преступления против человечества должны караться международным судом. Но когда при использовании этого положения легко нарушается государственный суверенитет, когда права человека защищаются извне и на выборочной основе – и в процессе «защиты» попираются такие же права массы людей, включая самое базовое и святое – право на жизнь, – речь идет не о благородном деле, а об элементарной демагогии», – пишет премьер в статье, публикуемой на сайте «Путин 2012».

В этой связи Путин подчеркивает, что никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств. «Речь прежде всего о НАТО, пытающемся взять на себя несвойственные для «оборонительного альянса» функции. Мы помним, как тщетно взывали к правовым нормам и элементарной человеческой порядочности государства, ставшие жертвами «гуманитарных» операций и экспорта «ракетно-бомбовой демократии». Их не слышали и не хотели слышать», – напомнил Путин.

США, считает он, «одержимы идеей» обеспечить себе абсолютную неуязвимость за счет уязвимости всех остальных государств, что, по его мнению, утопично и нереализуемо.

«И ударим»

В этой связи Путин напомнил о событиях прошлого года в ряде арабских государств. Отметив, что первоначально «арабская весна» воспринималась с надеждой на позитивные изменения, он подчеркнул, что вскоре события там стали развиваться не по цивилизованному сценарию. «Негативный окрас развитию ситуации придало вмешательство извне в поддержку одной из сторон внутренних конфликтов и сам силовой характер такого вмешательства. Дошло до того, что ряд государств под прикрытием гуманитарных лозунгов с помощью авиации разделались с ливийским режимом. И как апофеоз – отвратительная сцена даже не средневековой, а какой-то первобытной расправы с Каддафи», – подчеркивает глава правительства.

Он особо отметил недопустимость повторения «ливийского сценария» в Сирии, подчеркнув, что главной задачей мира в этой стране должно стать достижение диалога между конфликтующими сторонами, прекращение насилия и недопущение гражданской войны. «Наученные горьким опытом, мы против принятия таких резолюций СБ ООН, которые трактовались бы как сигнал к военному вмешательству во внутрисирийские процессы. В этой связи с учетом крайне резкой, на грани истерики, реакции на российско-китайское вето хотел бы предостеречь наших западных коллег от соблазна прибегнуть к ранее использовавшейся незатейливой схеме: есть одобрение Совета Безопасности ООН на ту или иную акцию – хорошо, нет – создадим коалицию заинтересованных государств. И ударим», – заметил Путин.

Он выразил надежду,  что США и другие страны учтут печальный опыт и не попытаются задействовать без санкции СБ ООН силовой сценарий в Сирии. «Вообще никак не могу понять, откуда такой воинственный зуд. Почему не хватает терпения выработать выверенный и сбалансированный коллективный подход, тем более что в случае с упомянутым проектом «сирийской резолюции» он уже практически вырисовывался. Оставалось только потребовать от вооруженной оппозиции того же, что и от правительства, в частности вывести боевые подразделения и отряды из городов. Отказ сделать это циничен», – подчеркнул премьер.

Вместе с тем Путин отметил и другой аспект происходящего. По его словам, во всех странах, прошедших через «арабскую весну», как в свое время и в Ираке, российские компании потеряли свои позиции, а освободившиеся ниши заполнились экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов.

 «Может возникнуть мысль, что сами трагические события в определенной степени были простимулированы не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков. Как бы то ни было, но нам, конечно, нельзя с олимпийским спокойствием взирать на все это. И мы намерены активно работать с новыми властями арабских стран, чтобы оперативно восстановить наши экономические позиции», – отметил он.

Упомянул Путин и о роли Интернета в событиях «арабской весны». По его мнению, параллельно с продвижением свободы слова в Сети, необходимо уменьшить риск использования информационных технологий террористами и преступниками. «Следует четко различать, где свобода слова и нормальная политическая активность, а где задействуются противоправные инструменты «мягкой силы». Можно только приветствовать цивилизованную работу гуманитарных и благотворительных неправительственных организаций. В том числе выступающих активными критиками действующих властей. Однако активность «псевдоНПО», других структур, преследующих при поддержке извне цели дестабилизации обстановки в тех или иных странах, недопустима», – убежден он.

Запад слишком увлекся «наказанием» отдельных стран. Чуть что — хватается за санкционную, а то и за военную дубину

Ни Россия, ни Китай, Индия или Бразилия не используют и не финансируют национальные НПО других стран в целях проведения своих интересов. «Мы считаем, что влияние на внутреннюю политику и на общественное настроение в других странах должно вестись исключительно открыто, тогда игроки будут максимально ответственно относиться к своим действиям», – отмечает Путин.

Бомба в кармане  

Коснулся в своей статье глава правительства и ситуации с Ираном. По его слова, в случае военного удара по этой стране последствия будут катастрофическими. «Запад слишком увлекся «наказанием» отдельных стран. Чуть что – хватается за санкционную, а то и за военную дубину. Напомню, что мы не в ХIХ и даже не в ХХ веке», – считает он.

Более того, именно попытки военного вмешательства Запада, по его мнению, толкают страны к мысли о том, что им необходимо ядерное оружие. «Имею, мол, атомную бомбу в кармане, и никто меня не тронет, поскольку себе дороже. А у кого бомбы нет, тот пусть ждет «гуманитарной» интервенции. Нравится это нам или нет, но то, что внешнее вмешательство подталкивает к такому ходу мыслей, – факт», – пишет Путин.

По его мнению, необходимо сделать все возможное, чтобы соблазн заполучить ядерное оружие «ни перед кем не маячил». Для этого, по его мнению,  и самим борцам за нераспространение надо перестроиться, особенно тем, кто привык наказывать другие страны с помощью военной силы, не дав поработать дипломатии.

«Большей частью надуманные»

Говоря о взаимоотношениях с соседями, Путин опроверг мысль о том, что рост китайской экономики может представлять для России угрозу. По его мнению, КНР не демонстрирует желания доминировать на мировой арене. Он напомнил, что отношения между Москвой и Пекином достигли «беспрецедентно высокого уровня доверия». «Главная же моя мысль – процветающий и стабильный Китай нужен России, и, в свою очередь, Китаю, уверен, нужна сильная и успешная Россия», – считает он.

#{smallinfographicleft=304418}С другой стороны, Путин отметил важность для России Европы, напомнив, что наша страна является ее неотъемлемой частью. Москва заинтересована в сильном ЕС, каким его видят, например, Германия и Франция, как и заинтересована в потенциале двустороннего сотрудничества. Вместе с тем, полагает премьер, сегодняшний уровень взаимодействия России и Евросоюза не соответствует глобальным вызовам и повышению конкурентоспособности континента. «Вновь предлагаю поработать в пользу создания гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока. А в будущем выйти и на формирование зоны свободной торговли и даже более продвинутых механизмов экономической интеграции. Тогда мы получим общий континентальный рынок стоимостью в триллионы евро», – пишет Путин.

Подлинное партнерство между Россией и ЕС невозможно будет и при сохранении визового режима. Отмена виз, по мнению Путина, стала бы мощным импульсом для реальной интеграции России и ЕС, помогла бы расширить культурные и деловые связи, особенно между средним и малым бизнесом. «Угрозы для европейцев со стороны т.н. экономических мигрантов из России большей частью надуманные. Нашим людям есть где приложить свои силы и умения у себя в стране, и таких возможностей становится все больше», – убежден он.

Говоря о российско-американских отношениях, Путин вновь поднял вопрос неразрывной взаимосвязи ПРО и подписанного в 2010 году договора по СНВ. «Если бы тогда удалось добиться прорыва по ПРО, то в буквальном смысле открылись бы шлюзы для выстраивания качественно новой, близкой к союзнической модели сотрудничества и во многих других чувствительных областях. Не получилось. Вообще в отношениях с США мы были бы готовы пойти действительно далеко, совершить качественный прорыв, однако при условии, что американцы на деле будут руководствоваться принципами равноправного и взаимоуважительного партнерства», – добавил премьер.

«Мириться нельзя»

Глава правительства отметил, что уважение к России определяется еще и тем, как она способна защитить права своих граждан и соотечественников за границей. Он подчеркнул, что МИД и все дипломатические и консульские представительства обязаны в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам. «Реакция со стороны дипломатов на возникающие коллизии между нашими согражданами и местными властями, инциденты и происшествия, аварии на транспорте и т.д. должна быть незамедлительной – не дожидаясь, пока СМИ начнут бить в колокола», – убежден он.

По словам Путина, Россия и впредь будет «самым решительным образом добиваться» выполнения властями Латвии и Эстонии многочисленных рекомендаций авторитетных международных организаций относительно соблюдения общепризнанных прав национальных меньшинств. «С существованием позорного статуса «неграждан» мириться нельзя. Да и как можно мириться с тем, что каждый шестой латвийский житель и каждый тринадцатый житель Эстонии как «неграждане» лишены основополагающих политических, избирательных и социально-экономических прав, возможности свободно использовать русский язык», – подчеркнул Путин.

По его словам, Россию вообще не устраивает, как проблематика прав человека используется в международном контексте. По его мнению, США и другие западные страны «стремятся узурпировать правозащитное досье, полностью политизировать его и применять как инструмент давления». Критику же в свой адрес они не терпят и воспринимают «сверхболезненно». Кроме того, напоминает премьер, объекты для правозащитного мониторинга подбираются ими крайне выборочно.

«Россия на себе ощущает необъективность, предвзятость и агрессивность задействованного против нее критиканства, которое порой переходит все мыслимые границы. Когда нам указывают на наши недостатки по делу, это можно только приветствовать и извлекать необходимые выводы. Но когда критикуют огульно, волна за волной, планомерно пытаясь повлиять как на отношение к нам своих граждан, так и прямо на внутриполитическую ситуацию в России, то понимаешь, что за всем этим стоят отнюдь не высокие моральные и демократические принципы», – полагает премьер.

По его мнению, Россия как молодая демократия порой проявляет излишнюю скромность и щадит самолюбие своих опытных партнеров, хотя ей есть что сказать относительно нарушения прав и свобод даже в старых демократиях. «Считаю, что активность здесь надо наращивать. В том числе и для того, чтобы содействовать более широкому и равноправному сотрудничеству по всему спектру гуманитарных проблем, продвижению основополагающих принципов демократии и прав человека», – убежден он.

..............