Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

10 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
23 октября 2012, 08:51 • Политика

«Никаких привилегий ни для кого нет»

Рамазан Абдулатипов: В национальной политике были ошибки

«Никаких привилегий ни для кого нет»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Александр Божедомский

«Каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ – хакасы, в Чечне – чеченцы и т. д.», – так объяснил газете ВЗГЛЯД один из аспектов разработанной концепции национальной политики ее соавтор, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов.

Первый за много лет фундаментальный документ, касающийся национальной политики, который, скорее всего, уже в декабре 2012 года будет подписан президентом Владимиром Путиным, уже вызвал массу вопросов и широкое обсуждение.

При подготовке стратегии мы взяли некоторые определения из статьи Владимира Путина, где говорится, что наше государство-цивилизация формировалось на русском коде

Напомним, что проект стратегии государственной национальной политики попал на страницы СМИ тогда, когда стало известно, что авторы впервые выделяют особую роль русского народа в образовании государства.

Впрочем, в новой редакции документ все же корректней, чем предлагали прежние авторы, по крайней мере в нем нет неоднозначных формулировок. Из документа убраны вызвавшие критику, особенно в национальных республиках, слова о «государствообразующей роли русского народа». Теперь эта фраза звучит так: «Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация».

В частности, как рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД соавтор стратегии, член рабочей группой Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, экс-министр национальной политики РФ Рамазан Абдулатипов, новая нацстратегия деликатней, чем была в СССР, но конкретней по отношению к «доминирующему русскому народу», чем в РФ 1990–2000-х.

ВЗГЛЯД: Рамазан Гаджимурадович, предполагает ли документ какие-то практические советы или рецепты по решению насущных проблем национального характера в России?

Рамазан Абдулатипов: Конечно, предполагает. Стратегия госнацполитики – это целая серия разного рода мер, разделенных по разным сферам. В сфере культуры, например, это меры по формированию культурной идентичности граждан российского государства при сохранении традиций и обычаев входящих в него народов. В образовании это изучение культуры народов, налаживание культуры мирного общения между этими народами. В правовой сфере это разработка соответствующих законодательных актов, которые будут регулировать межнациональные отношения внутри одного государства. Это, например, закон о недопущении со стороны чиновников, депутатов и других высокопоставленных лиц заявлений, способных ухудшить межнациональные отношения.

С какой общностью вы себя в первую очередь идентифицируете?






Результаты
184 комментария

Стратегия государственной нацполитики – это фундаментальный документ, который охватывает много сфер и предлагает массу конкретных рецептов.

ВЗГЛЯД: Под какую именно критику пришлось подстраиваться, меняя формулировку «государствообразующая роль русского народа» на более мягкий вариант?

Р. А.: Мы не меняли суть этого тезиса, а внесли уточнение. Никто не отрицает, что русский народ формировал российскую государственность, мы все говорим по-русски, нас соединяет русская культура. Более того, при подготовке стратегии мы взяли некоторые определения из статьи Владимира Путина, где говорится, что наше государство-цивилизация формировалось на русском коде.

Но при всем при этом нужно понимать, что ни один даже самый доминирующий народ не может единолично образовывать современную Российскую Федерацию. Да и в Конституции прописано, что мы многонациональный народ. Если же мы по отношению к одному пусть и доминирующему народу введем формулировку «государствообразующий», придется менять Главный закон страны.

Кроме того, в этом случае каждая национальная республика захочет написать в своей конституции, что на ее территории государствообразующим является народ, которые преобладает там. В Хакассии напишут, что там государствообразующий народ – хакасы, в Чечне – чеченцы и т. д.

ВЗГЛЯД: В документе говорится, что на общегражданской идентичности россиян сказываются «негативные факторы, обусловленные советской национальной политикой, ослаблением государственности в 1990-е годы». Какие именно упущения были в советской нацполитике? Вроде тогда все были советскими гражданами, была дружба народов?

Р. А.: Если вы спросите об этом разных людей, получите разные ответы. СССР дал очень многое народам, которые в него входили. Одна только Декларация прав народов от 1917 года – документ, до которого Европа шла еще лет 30–40.

Но было много, на мой взгляд, плохого. Переселение народов с их исконных территорий, борьба с национальными обычаями. И это негативные факторы, т. к. каждый народ, входящий в состав Российского государства, имеет свою историю нахождения в нем, у каждого народа свое самоощущение, бороться с которым не стоит. Попытка подавить его негативно отразится на общегражданской идентичности, ведь общая национальная стратегия – это не ущемление прав одних в угоду другим, а наоборот, появление объединяющих смыслов, общих ценностей.

ВЗГЛЯД: В документе говорится, что задачи госнацполитики должны учитываться при формировании бюджетов и документов стратегического планирования. Не могли бы вы пояснить, что это значит?

Р. А.: В нынешнем виде национальные вопросы преимущественно сводятся исключительно к разговорам. Но от пустых слов необходимо уходить, если мы провозглашаем создание полноценной стратегии национальной политики.

Во-первых, нужно четко определить, какие меры будут приняты, что мы будем понимать под государственной национальной политикой. Во-вторых, дать правовые механизмы в виде законов. И в-третьих, обеспечить все это финансовыми, бюджетными ресурсами для исполнения стратегии.

И сейчас регионы выделяют деньги на реализацию национальной стратегии: Москва, Татарстан, Оренбургская область, Томская область и многие другие.

ВЗГЛЯД: На что же выделяются деньги, если документ еще не готов?

Р. А.: Пока действует концепция госнацполитики от 1996 года. Ее регионы и выполняют. Но мы считаем этот документ устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Новая стратегия госнацполитики  станет качественно более эффективной.

ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, нужны ли какие-то изменения в статусе национальных республик? Не должна ли РФ стать страной с сугубо административным делением внутри?

Р. А.: Статусы у всех субъектов России одинаковые. Разговоры о том, что это не так, – стереотип, который, к сожалению, распространяют многие политики и журналисты. Якобы национальные республики имеют особый статус. В статье 5 Конституции РФ, которую я лично писал своей рукой, четко обозначено, что все субъекты РФ равны между собой. Никаких привилегий ни для кого нет.

ВЗГЛЯД: Но кто-то называет себя республикой, кто-то – областью. Может, всем выбрать единообразный стиль?

Р. А.: Послушайте, Дагестану – много тысяч лет, городу Дербент – 5 тысяч лет. Татарстану – больше 1000 лет. Это их исторические названия, отражающие их историю, которая началась задолго до того, как они вошли в состав России. Это история, не стоит пытаться ее изменить.