Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 января 2012, 21:15 • Политика

«Новые нормы демократичнее»

Никита Белых: Есть те, кто работает по 12 лет и не надоел

«Новые нормы демократичнее»
@ Андрей Луфт/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Костюкова

«Есть те, кто работает на своем посту по 10–12 лет и не надоел населению, а есть те, кто был назначен месяц назад и его уже не выносят», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД губернатор Кировской области Никита Белых. Он считает, что с возвращением прямых выборов процесс смены региональных лидеров станет более понятным и прозрачным.

В понедельник президент Медведев направил в Госдуму законопроект о возвращении прямых выборов губернаторов. О необходимости восстановить институт выборов глав регионов президент заявил в декабре в послании к Федеральному собранию.

Прокуроры уже сейчас адресуют главам регионов множество протестов, невзирая на свое место жительства

В пояснительной записке к документу, обнародованной на сайте главы государства, говорится, что претендовать на пост губернатора могут как самовыдвиженцы, которым будет необходимо собрать подписи в свою поддержку, так и кандидаты от партий.

Как отмечал ранее премьер-министр Владимир Путин, предварительно кандидатам от партий придется пройти процедуру согласования с Кремлем. Впрочем, в проекте партии не обязаны согласовывать своих ставленников с Кремлем и могут лишь добровольно посоветоваться с представителями президента по этому поводу.

«Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется президентом Российской Федерации», – говорится в законопроекте.

Как и прежде, губернаторы будут избираться на пятилетний срок. При этом у президента останется право уволить главу региона в связи с утратой доверия. При нынешнем президенте с такой формулировкой был снят единственный региональный лидер – мэр Москвы Юрий Лужков.

Основанием для утраты доверия могут служить факты коррупции и неурегулированный конфликт интересов. Избиратели также получат право инициировать отзыв главы региона в случае неисполнения им своих обязанностей или нарушения закона. Новая процедура выборов губернаторов может быть утверждена уже к маю.

О том, как может работать законопроект на практике, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал губернатор Кировской области Никита Белых.

ВЗГЛЯД: Никита Юрьевич, президент разрешает избираться на губернаторский пост и тем, кого выдвинули партии, и самовыдвиженцам. При этом ни о каком «президентском фильтре» в проекте нет и речи. Насколько предложенная схема будет иметь положительный эффект, не приведет ли это к тому, что в руководство регионов будут попадать случайные люди?

Никита Белых: Этот вопрос еще должен обсуждаться законодателями. Но главное – что в законопроекте уже есть положение о сборе подписей со стороны самовыдвиженцев, минимальное число которых будет определено каждым субъектом. Поэтому я считаю предложенную президентом схему нормальной.

ВЗГЛЯД: Президент сможет уволить губернатора,  только если официально доказаны факты его коррумпированности, а народ сможет его отозвать лишь через референдум. Будет ли на практике работать такая схема отзыва? Ведь это очень сложные условия...

Н. Б.: Если сравнить с тем, какая схема есть сейчас, то предложенный президентом законопроект в любом случае позитивен. Сейчас у населения нет никаких возможностей отправить не устраивающего его губернатора в отставку.

Существующая сегодня схема отзыва губернаторов президентом в случае недоверия также крайне расплывчата и неконкретна. В результате чего причина отставки главы региона не всегда  была понятна даже субъектам политического процесса. Предложения, которые инициированы президентом, может быть, и неидеальны, но они точно более демократичны, чем существующие сейчас нормы.

ВЗГЛЯД: Но не приведет ли это к тому, что губернаторы, проводящие жесткую, не всегда сиюминутно популярную, но стратегически более успешную экономическую политику, будут в первую очередь сталкиваться с угрозой отзыва?

Н. Б.: Проведение референдума – очень сложная процедура, организовать его какой-то узкой группой недовольных граждан или какой-то партией будет крайне сложно. Законодательство о референдумах таково, что в нем есть масса ограничений, связанных с формированием инициативной группы и с созданием избирательной комиссии. Мне не кажется, что эта процедура будет часто использоваться в регионах.

Но даже если референдум и будет инициирован, у главы региона еще будет возможность объяснить жителям своего региона, почему он принимал или не принимал те или иные решения после своего избрания.

ВЗГЛЯД: Насколько сложно сегодня правоохранительным органам в провинции расследовать подозрения в коррупции и конфликте интересов против губернатора?

Н. Б.: Дело в том, что обвинить кого-то в коррупции можно только после того, как суд признает этого человека виновным. И президент должен будет в этом плане опираться только на решение суда. Что же касается следственных органов, то сейчас они ни в коем плане не зависят от главы региона. Это федеральные структуры, и губернатору региона они не подчиняются. И уже сейчас такого количества предписаний, как руководству региона, прокуратура вряд ли кому-то выносит.

Прокуроры уже сейчас адресуют главам регионов множество протестов, невзирая на свое место жительства. Поэтому в этом плане они абсолютно независимы от глав регионов. Это уже абсолютно нормальная практика.

ВЗГЛЯД: Насколько сложнее губернаторам, не проходившим ранее через процедуру выборов, победить на них?

Н. Б.: Если человек находился на посту главы региона несколько лет и не смог заручиться поддержкой населения и профессионального сообщества, то никакой избирательный опыт ему не поможет, и наоборот. Тем более что те, кто был назначен президентом ранее, смогут доработать свой срок до конца. Есть также и те, кто работает на своем посту по 10–12 лет и не надоел населению, а есть те, кто был назначен месяц назад и его уже не выносят. Ситуация в регионах разная.