Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
22 августа 2011, 20:05 • Политика

«Ливию ждет судьба Сомали»

Евгений Сатановский: Режим Каддафи еще цел

«Ливию ждет судьба Сомали»
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

«К чему это приведет, тоже известно: Афганистан, Ирак, Сомали. У нас масса такого рода примеров. В ливийском случае, скорее всего, произойдет вариант Сомали – распад по племенам и кланам», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Евгений Сатановский по поводу возможного развития событий в Ливии после взятия Триполи повстанцами.

Усилия ливийских повстанцев, если верить зарубежным СМИ, впервые принесли серьезный успех, и столица страны – Триполи – почти полностью находится под контролем противников Муамара Каддафи. В понедельник днем мятежники вплотную придвинулись к резиденции полковника в центре столицы. По информации телеканала «Аль-Джазира», силы НАТО планируют нанести удар по резиденции, чтобы расчистить путь к комплексу правительственных зданий. Добавим, что, по информации Reuters, накануне страну покинул премьер-министр Багдади аль-Махмуди, который сейчас находится на курортном острове Джерба в Тунисе.

Впрочем, многие эксперты все еще сомневаются в том, что повстанцам удалось достичь реального успеха. За потоком сообщений они видят дезинформацию. Причем такой точки зрения придерживаются и эксперты, которые находятся в самом Триполи.

Так, директор общественной организации Americans Concerned for Middle East Peace Фрэнклин Лэм, который находится в Триполи, высказал мнение, что режим Каддафи заманивает повстанцев в западню и скоро «начнет контратаку». «В это можно поверить, если считать достоверным заявление официального представителя правительства Ливии Ибрагима Мусы о том, что он располагает 65 тысячами отлично вооруженных солдат», сказал Лэм.

Одновременно появились сообщения, что на выручку к отцу в Триполи спешит его сын Хамис он движется во главе элитной танковой бригады, стоявшей накануне восточнее Триполи, там, где ожидался основной натиск повстанцев. В этой связи многие полагают, что уличные бои в столице могут затянуться.

В достоверности победных реляций повстанцев пока сомневается и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. В интервью газете ВЗГЛЯД он высказал иную версию происходящего и предложил свой сценарий развития событий в Ливии в ближайшем будущем.

Евгений  Сатановский (Фото: РИА

Евгений Сатановский (Фото: РИА "Новости")

ВЗГЛЯД: Евгений Янович, падение Триполи означает падение режима Муамара Каддафи? Он больше не управляет страной?

Евгений Сатановский: Мы абсолютно не можем об этом говорить. Дезинформации поэтому поводу «Аль-Джазиры», «Аль-Арабии», Reuters и всех остальных, кто на эту тему высказывался в последние полгода, было столько, что никто не знает, является ли ситуация повторением старой русской сказки о мальчике, кричавшем «Волк! Волк!», пока волк на самом деле не пришел, и тут ему уже никто не поверил.

У нас же пока нет картинки, показывающей сдавшегося Каддафи. У нас есть люди, стреляющие в белый свет из автоматов неизвестно на какой дороге. Это не убеждает. Брать Триполи было некому.

Французский спецназ? Верю. Британский коммандос? Верю. Спецоперация вроде той, когда мы Амина убирали спецназом ГРУ в Афганистане. Бенгазийцы? Не верю. Не было у них таких сил. Не складывается.

В Бенгази в последние 1012 дней абсолютный развал. Разогнанный исполком, распад военной инфраструктуры, застреленный Юнис бывший министр внутренних дел Каддафи, бежавший к ним и возглавивший военную часть оппозиции. Ну чего ради они вдруг напряглись и взяли Триполи? В 45-м мы взяли Берлин, а в 42-м не могли мы его взять. Вот здесь то же самое.

#{image=548501}ВЗГЛЯД: Почему лишь спустя полгода после начала восстания удалось войти в Триполи?

Е.С.: Мы на самом деле имеем некую спецоперацию Запада под названием «оппозиция взяла Триполи» и ничего больше. Операция проваливается. Все они выглядят как шуты гороховые, которые полгода не могут целым блоком НАТО одного Каддафи, что называется, «завалить». Глупо выглядит.

А у Франции кончаются деньги, авианосец пришлось отозвать, дефолт может случиться. У Франции и Великобритании кончаются высокоточные боеприпасы они их у Германии одалживают. А тут на носу конфликт в Сирии и много чего другого, спешить надо людям. Причем, еще раз повторю, что я не знаю, дезинформация это, смешанная со спецоперацией, или там действительно происходит что-то, напоминающее то, о чем нам говорят.

Но то, что блок НАТО уперся в абсолютную стенку – это видно. Наверное, каким-то боком решили поторопить события.

ВЗГЛЯД: Как будут развиваться события дальше?

Е.С.: К чему это приведет, тоже известно: Афганистан, Ирак, Сомали. У нас масса такого рода примеров. В ливийском случае, скорее всего, произойдет вариант Сомали – распад по племенам и кланам. Война всех против всех, взрывы на трубопроводах, партизанщина и терроризм, «Аль-Каида*» доминирующая сила: «Аль-Каида» Магриба и «Аль-Каида» на побережьях Дерна и Бенгази.

ВЗГЛЯД: Как скоро могут перессориться между собой победители?

Е.С.: Во-первых, какие уж тут победители?! Это террариум единомышленников. Во-вторых, они уже перессорились между собой. Еще не победили, но деньги начали делить и пристрелили тут же не глядя экс-министра внутренних дел, поскольку всего мало, а всех много, и всего на всех не хватает. И в случае Ливии это тоже так. То есть, иракский вариант в Ливии это счастье, а уж хуже трудно чего-то придумать. Но, повторяю, скорее может быть сомалийский сценарий: несколько сотен арабских племен, несколько десятков берберских, плюс племя тубу, плюс «Аль-Каида» Магриба в глубинке в Сахаре, плюс исламский эмират в Дерне. Говорить после этого о том, что они перессорятся – это большой комплимент этим людям.

ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что покойный главком повстанцев, генерал Юнис, бывший министр внутренних дел Джамахирии, был все-таки двойным агентом? Говорили, что он по заданию самого Каддафи перешел в самом начале на сторону повстанцев, возглавил их отряды и долгое время сам же тормозил продвижение к Триполи. В любом случае, очевидно, что вскоре после его убийства повстанцы смогли возобновить наступление...

Е.С.: Все вероятно в этом мире. Не зря говорят, что араба нельзя купить, его можно только арендовать. Говорившие это британцы были грубы, но абсолютно честны. В этом мире нет ничего невероятного.

Но я вспоминаю все, что о чем мы говорили с нашими западными коллегами, которые встречались с бенгазийской оппозицией. Общее мнение: она ни на что не способна. По определению она даже не может вести партизанской войны. Так говорят их инструкторы британцы и французы. После этого не верится, что эти люди вдруг за неделю собрались и дошли до Триполи.

ВЗГЛЯД: Ранее в СМИ появлялись сведения, что убежище Каддафи может предоставить Белоруссия, ЮАР, Уганда и даже США. Сейчас говорят, что он в Алжире. Какая из стран сегодня теоретически готова приютить полковника?

Е.С.: На дворе 2011 год. С 45-го так много времени прошло, а мы до сих пор не знаем, куда Борман делся. Зачем нам предсказывать, куда уйдет Каддафи? Он может оказаться где угодно. Через некоторое время он может оказаться сидящим в шезлонге на курорте Майями-Бич с надписью на майке «Я люблю Америку». Это не исключено. Много чего происходит странного в этом мире. Черчилль на эту тему говорил, что прошлое надо предсказывать, а не будущее. Лучше получается.

ВЗГЛЯД: Страна, которая согласится предоставить Каддафи политическое убежище, объявит об этом?

Е.С.: Таких вещей никто не объявляет.

ВЗГЛЯД: Из-за опасений санкций ООН? Потому что он разыскивается Международным уголовным судом?

Е.С.: Нет. Если вы лидер страны, а не идиот, то просто так вы никого приютить не собираетесь. Это приносит вам большие деньги. Зачем же вам после этого стрелять себе в ногу, занимаясь непонятными объявлениями неизвестно по какому поводу. Такие люди долго не живут и у власти не находятся. Неважно, Африка это или Латинская Америка, Восточная Европа, Запад или Юго-Восточная Азия.

ВЗГЛЯД: Каддафи приедет не с пустыми руками, а привезет золото и щедро заплатит за проживание?

Е.С.: Никто никаких сундуков с золотом не повезет. В мире все делается иначе. Кредитные карточки никто не отменял. У Каддафи десятки миллиардов долларов на разных счетах, которые не конфискованы. Только в одной Африке существовало около двадцати режимов на деньги Ливии. И далеко не все его предали, далеко не все конфисковали эти средства.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Комментарии экспертов

Вениамин Попов, бывший посол России в Тунисе и Ливии, руководитель Центра партнерства цивилизаций
Вениамин Попов, бывший посол России в Тунисе и Ливии, руководитель Центра партнерства цивилизаций
Обстановка в Ливии весьма сложная. Повстанцы говорят, что они захватили 80% Триполи. Тем не менее, все арабские телеканалы сообщают о продолжении боев. Так что, режим полковника Каддафи еще свергнут не до конца. Но даже если это событие произойдет, и повстанцы полностью овладеют Триполи, то ситуация продолжит оставаться сложной в течение длительного времени. <br> Руководители Переходного национального совета заявили, что они хотят принять конституцию, в которой гарантировали бы права всех жителей Ливии вне зависимости от пола, расы, этнической принадлежности и религии. Но одно дело – декларировать, а другое – осуществить на практике. Еще несколько лет назад Ливия состояла из трех частей, и процесс создания централизованного государства начался с приходом к власти Каддафи. А до этого это была Триполитания, Киренаика и Феццан, сколоченные по решению международных органов. Здесь в течение долгого времени основной тон задавали племенные отношения. И сейчас достаточно важно, к какому племени относится человек. Когда убили командующего повстанцами Абделя Фаттаха Юниса, то его достаточно мощное племя предъявило ультиматум Переходному национальному совету с требованием сурово наказать убийц Юниса. В совете с трудом согласились на проведение объективного расследования. Племенные отличия до сих пор чувствуются. Есть серьезная разница между Триполитанией и Киренаикой. Всегда между ними было определенное соперничество, помимо соперничества между племенами, которые задают там тон. Допустим, в Триполи это небольшое племя каддафа и миграхи. Они всегда считали себя несколько выше жителей Бенгази. <br> Но главное – если режим будет свергнут, то это окажется не такой сложной задачей по сравнению с тем периодом, который затем наступит. Как наладить жизнь в стране, раздираемой крупными противоречиями? В самом лагере повстанцев представлены разношерстные силы. Там есть ярые исламисты, приверженцы светских взглядов и просто те, кто ушел от Каддафи, но ранее сами встроены в режим длительное время, в том числе председатель этого совета, который был министром юстиции. Так что, сложностей много. <br> Трудно представить, чтобы остатки режима быстро сложили оружие. Какое-то сопротивление продолжится. На этом фоне создание демократического государства становится весьма сложной задачей. А потом наступает период – мы видим это после свержения режимов в Тунисе и Египте – размежевания сил революции, которые сначала объединились ради одной сравнительно нетрудной задачи: свалить диктатора. Но потом обязательно идет процесс размежевания. Это железный закон любых революций. И кто будет задавать тон, сказать очень трудно. <br> Здесь есть два фактора. Во-первых, они по-разному понимают задачи нового развития страны, поскольку представляют разные слои населения. Во-вторых, между ними, естественно, начнется борьба за власть. Я бы добавил еще одно обстоятельство, которое осложняет дело. Ливия привлекает к себе многочисленные внешние силы. Прежде всего, из-за нефти уникального качества, – она практически без серы и поэтому такая дорогая. <br> Все эти факторы говорят о том, что процесс стабилизации будет очень сложным и будет идти со многими поворотами. Кто-то из руководителей совета заявил, что им потребуется восемь месяцев для проведения парламентских выборов. Я думаю, что это очень оптимистический прогноз. Развитие событий будет зависеть от соотношения сил, прежде всего, в лагере самих повстанцев. // ВЗГЛЯД