Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
11 августа 2011, 21:15 • Политика

«Происки врагов Ирана»

Раджаб Сафаров: Заявление генерала будет опровергнуто

«Происки врагов Ирана»
@ presstv.ir

Tекст: Ирина Костюкова,
Мария Сусликова

«Я уверен, что руководство Ирана вскоре опровергнет заявление генерала, никто в обострении отношений с Азербайджаном в Иране не заинтересован», – заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. Так он истолковал загадочное выступление главы иранского Генштаба, который на днях напророчил лидеру Азербайджана «мрачную развязку его судьбы».

Сафаров считает, что за этой провокацией могут крыться усилия не столько иранских аятолл, сколько зарубежных сил – стран Персидского залива, Европы и США, которые просто не заинтересованы в усилении стран Каспийского региона и, в частности, в долгожданном разрешении пограничного спора на Каспии.

Под предлогом помощи в эти страны могут проникнуть транснациональные западные компании и влиять на изменение курса этих стран

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в Баку в четверг резко отозвались о выступлении начальника Генштаба Вооруженных сил соседнего Ирана Сейеда Хасана Фирузабади, в котором тот резко и грубо осудил азербайджанского президента и народ. Ирану была направлена нота протеста, сообщает азербайджанский МИД.

В ноте выражается «резкий протест против подобной безответственной клеветы официального представителя Ирана и подчеркивается, что распространение в иранской печати сведений, направленных против азербайджанского народа и государства, национальных интересов и безопасности, искажение внутренней и внешней политики нашего государства противоречит дружбе, взаимному пониманию и обязательствам между двумя государствами», сообщает «Интерфакс».

МИД Азербайджана потребовал от иранской стороны предотвратить подобные предвзятые заявления, предпринять в течение короткого времени соответствующие меры в направлении недопущения повторения подобных шагов и внести ясность в данный вопрос.

Как сообщала иранская печать, начальник Генштаба Вооруженных сил Ирана Фирузабади заявил, что, «если президент Азербайджана Ильхам Алиев не изменит своей политики в отношении ислама, то развязка его судьбы будет черной и мрачной».

«Пробуждение народа не может быть подавлено. Некоторые соседние мусульманские государства, с которыми мы поддерживаем дружеские отношения, продолжают игнорировать дружбу и дают свободу сионистскому режиму, позволяя ему вмешиваться в дела своей страны. Они пренебрегают законами ислама», – заявил иранский генерал.

Раджаб Сафаров(фото: safarov.ru)

Раджаб Сафаров (фото: safarov.ru)

«Я некогда уже предупреждал, что в жилах народа Арана (иранское название Азербайджана) течет иранская кровь, и их сердца бьются в любви к Исламу и Корану. Надеюсь, что Ильхам Алиев обратит серьезное внимание на такие вопросы, которые являются основой его власти. А если нет, то его ждет черное будущее, потому что пресечь пробуждение народа Арана невозможно», – отметил начальник Генштаба ВС Ирана.

О том, что могло спровоцировать главу иранского Генштаба на столь грубый выпад, рассказывает в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

ВЗГЛЯД: Раджаб Саттарович, что могло спровоцировать иранского генерала на вмешательство во внутренние дела другого государства?

Раджаб Сафаров: Я глубоко сомневаюсь в том, что г-н Фирузабади мог выступить с таким заявлением, так как военные политическими вопросами не занимаются. Более чем уверен в том, что это происки врагов Ирана, которые таким образом хотят испортить ирано-азербайджанские отношения. Если же господин Фирузабади все же позволил себе такого рода высказывание, то оно, скорее всего, было сделано в рамках какого-то религиозного мероприятия в Иране и абсолютно не имело задачи каким-то образом поставить руководство Азербайджана на место.

Скорее всего, он просто хотел высказать пожелания того, чтобы каждый мусульманин чувствовал себя комфортно, где бы он ни находился. За долгие годы отношения двух стран еле восстановились и стали дружественными.

Поэтому генерал Фирузабади должен был отдавать себе отчет в том, что делать какие-то политические заявления он просто не вправе. Ажиотаж вокруг этого заявления выгоден исключительно странам Запада и странам Персидского залива. Так как Иран крайне заинтересован в развитии отношений с Азербайджаном.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что миллионы живущих в Иране азербайджанцев считаются людьми второго сорта, тогда как проживающие там, например, армяне обладают самым высоким уровнем культурной автономии?

Р. С.: Это абсолютный бред. Даже духовный лидер Ирана – этнический азербайджанец. 29% Ирана составляют этнические азербайджанцы, даже в кабинете министров половина портфеля принадлежит им. Ни одна нация в Иране не пользуется такими широкими возможностями и правами, как азербайджанцы.

ВЗГЛЯД: Может быть, тогда заявление начальника Генштаба было спровоцировано состоявшейся во вторник встречей президентов Азербайджана и России Ильхама Алиева и Дмитрия Медведева в Сочи, на которой прозвучали общие позиции по поводу раздела Каспия, что невыгодно Ирану?

Р. С.: Такого рода встречи, конечно же, вызывают интерес у других каспийских государств, но я не думаю, что она стала детонатором возможного высказывания генерала Фирузабади. Тем более, что в рамках прошедшей встречи не было принято каких-то прорывных решений. Да и совершенно очевидно, что такого рода решения не принимаются в двухстороннем формате.

#{smallinfographicleft=442583}Я уверен, что руководство Ирана вскоре опровергнет заявление генерала, или оно будет дезавуировано военным ведомством Ирана, тем более, что никто в обострении отношений с Азербайджаном в Иране не заинтересован. Такого рода провокация, возможно, была нужна только для срыва третьего Прикаспийского саммита, который состоится в конце этого года в Москве.

ВЗГЛЯД: А кто тогда заинтересован в срыве этого саммита?

Р. С.: Руководители прикаспийских стран договорились собираться как минимум раз в год, чтобы обсудить правовой статус Каспийского моря, так как если это решение будет достигнуто, эти государства начнут процветать, а их влияние в мире усилится. И в этом не заинтересовано огромное количество стран, начиная с арабских и заканчивая европейскими и США. Совершенно очевидно, что для того, чтобы его сорвать, они готовы предпринять любые шаги и интриги. Все это делается только для того, что представитель одной из стран просто не мог находиться рядом с представителем другой страны.

ВЗГЛЯД: Есть ли вообще основания для такого рода заявлений? Наблюдаете ли вы внутри Азербайджана признаки роста фанатизма иранского толка?

Р. С.: Этого нет вообще. Иран очень чутко реагирует на элементы религиозного присутствия в разных странах и не инициирует какие-либо шаги в этом направлении. Там прекрасно понимают, что максимальное развитие отношений между двумя странами лежит в первую очередь в плоскости торгово-экономических отношений и в культурной сфере, но не в плане развития религиозного взаимодействия, которое может быть сопряжено с исламским экстремизмом.

ВЗГЛЯД: Азербайджан стремится к сближению с европейскими государствами. Приемлемо ли для иранских лидеров в принципе соседство со страной, ориентированной на Запад?

Р. С.: Азербайджан никогда и никем не воспринимался европейской страной, и тем более в понимании Ирана. С другой стороны, у Ирана есть опасения в том, что экономики стран Каспийского региона, недавно обретших независимость, крайне слабы и очень подвержены возможным влияниям извне. Под предлогом помощи развитию экономики этих стран в них могут проникнуть транснациональные западные компании и через какое-то время серьезно повлиять на принятие политических решений и изменение курса этих стран.

И Иран крайне насторожен тем, что вектор изменения курса этих стран может быть направлен и против России, и против Ирана.

..............