Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

3 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

3 комментария
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

6 комментариев
8 декабря 2011, 12:30 • Политика

«Меньше говорит, больше делает»

Подведены итоги 100 дней работы Георгия Полтавченко

«Меньше говорит, больше делает»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Николай Романов,
Санкт-Петербург

За три с небольшим месяца бывший налоговик, чекист и полпред президента Георгий Полтавченко успел серьезно «перетряхнуть» кадры в Смольном, отказаться от мегапроектов предшественницы и обо всем этом рассказать в Twitter. Однако эксперты до сих пор не могут понять стратегических целей губернатора и говорят: «Подождем, что будет дальше».

22 августа и.о. губернатора Петербурга был назначен Георгий Полтавченко – бывший офицер КГБ, бывший начальник налоговой полиции по городу, уехавший 11 лет назад в Москву и ставший полпредом в Центральном федеральном округе. 31 августа петербургские депутаты утвердили Полтавченко в новой должности уже официально. Таким образом, на этой неделе исполняется 100 дней его официального губернаторства.

Губернатор часто говорит не «да», а «мы подумаем». Сначала он хочет досконально разобраться в целесообразности проекта, а уже потом принять решение

О своих приоритетах новый градоначальник впервые рассказал еще в статусе и.о. Памятуя о неудачном опыте борьбы с зимней стихией своей предшественницы Валентины Матвиенко, Полтавченко первым делом заявил о «безжалостной» борьбе с сосульками. И уже начиная с сентября, новый губернатор вместе с вице-премьером Дмитрием Козаком стал готовить город к зиме, «держа руку на пульсе». Прежде ответственного за сугробы вице-губернатора Алексея Сергеева отправили в отставку, заменив на вице-губернатора Ленобласти, бывшего военного Сергея Козырева. Козырев тут же пообещал в период подготовки к зиме спать по два часа в сутки.

Также губернатор заговорил о расселении коммуналок и сохранении исторической застройки. Он даже предложил «выйти на руководство страны» с целью финансирования федералами специальной программы по сохранению исторического наследия Петербурга – отметим, что наряду с ЖКХ это та сфера, где Матвиенко ругали громче всего.

«Атмосфера стала здоровее»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД петербургский политолог Владимир Васильев, из прошедших 100 дней сложно делать выводы о политике нового градоначальника, и пока остается больше вопросов, чем ответов: «По сравнению с тем, что было при Матвиенко, я оцениваю это время в целом позитивно, атмосфера в городе стала здоровее. Но, к сожалению, этих ста дней новому губернатору не хватило, чтобы обеспечить нормальное проведение выборов», – отметил Васильев. Напомним, что, по предварительным данным ЦИК, правящая партия набрала в Северной столице более 38% на федеральных выборах и более 36% на выборах в городское Законодательное собрание. Список единороссов на выборах в Закс возглавлял как раз Полтавченко.

#{image=551902}И, по мнению политолога Дмитрия Гавры, новому губернатору достался непростой период, совпавший с выборами. Одновременно он вынужден был настраивать под себя систему управления городом и, возглавляя партийный список «ЕР» на выборах в Закс, участвовать в избирательной кампании.

Вторит Гавре и руководитель лаборатории политической географии и геополитики СПбГУ Константин Аксенов: «Новому губернатору сильно мешало предвыборное состояние города. В это время он просто не мог действовать стратегически, понимая, что уже совсем скоро ему придется иметь дело с новым составом Законодательного собрания. Поэтому судить о деятельности Полтавченко сейчас, по прошествии первых ста дней, тяжело. Думаю, делать какие-то выводы можно будет после вторых ста дней губернатора», – отметил эксперт.

Аксенов также прокомментировал обещания Полтавченко по борьбе с сосульками: «Рейтинги Матвиенко были сильно «подмыты» во время двух последних зим. И слова Полтавченко с точки зрения публичной политики правильны. Но с точки зрения города, они скорее вписываются в философию управдома, но не руководителя такого уровня. А если человек говорит об этом, это означает одно – у города действительно большие проблемы. Но я все-таки думаю, что это такая тактика, а не стратегия. В ближайшее время, я надеюсь, мы узнаем, в какую сторону будет двигаться наш город – то ли по пути превращения в крупный международный центр, то ли в сторону областного центра», – отметил Аксенов.

При этом эксперт среди изменений, видимых уже сейчас, назвал иной стиль планирования и принятия решений по сравнению с командой экс-губернатора, изменение отношения градоначальника с прессой (если Матвиенко сама активно искала этих контактов, Полтавченко – больше в тени) и решение по пересмотру ряда крупных строек.

«Ничего особенно яркого, внешне заметного, каких-то решительных публичных шагов от Георгия Полтавченко за эти 100 дней мы не увидели, к тому же он практически не появляется в СМИ. При нем произошли достаточно существенные кадровые изменения, что, впрочем, прогнозировалось, но на радикальную, полную замену команды он все же не пошел. В целом, пока сложно давать оценки, подождем, что будет дальше», – резюмировал руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб», политолог Алексей Шустов.

Чекисты из Смольного

Кадры, как известно, решают все, и ста дней новому губернатору вполне хватило для серьезного обновления руководящего состава в Смольном. Так, ушел вице-губернатор и глава администрации Матвиенко Михаил Осеевский, уступив место Игорю Дивинскому – одному из самых закрытых людей новой команды. О нем известно, что он бывший десантник, служил в ГРУ, а потом работал в Газпроме, администрации президента и Русском афонском обществе – православной организации, близкой к Полтавченко.

Место вице-губернатора по культуре Аллы Маниловой довольно неожиданно занял знакомый Полтавченко по работе в полпредстве ЦФО, бывший директор Челябинского тракторного завода и бывший глава департамента транспорта и связи мэрии Москвы Василий Кичеджи. Экономику и финансы в Петербурге доверили экс-замминистра финансов России Сергею Вязалову. Из неординарных кадровых решений можно назвать назначение главой Комитета по охране памятников Александра Макарова, бывшего офицера ФСБ, при этом, правда, закончившего архитектурный вуз. А главой Жилищного комитета стал строитель Валерий Шиян, также, по данным СМИ, бывший офицер госбезопасности.

Эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, отметили, что кадровая политика губернатора вполне вписывается в кадровую логику последнего десятилетия, характерного для разных уровней российской власти, то есть в логику формирования команды на основе личного доверия.

Комментируя привлечение в Смольный выходцев из спецслужб, Шустов отметил, что это естественное желание силовика Полтавченко приглашать людей, с которыми он работал прежде, которые ему более понятны. При этом, если бы город возглавил, к примеру, человек из науки, последний наверняка включил бы в свою команду людей с учеными степенями.

«За 100 дней Полтавченко удалось принципиально изменить команду управления городом. И это, несомненно, команда – люди, которые интегрированы в «вертикаль» именно нового губернатора. Очень немногие главы комитетов и вице-губернаторы сохранили свои посты», – отметил Гавра.

#{image=551908}После Матвиенко

Нового губернатора несколько раз спрашивали о его отношении к своей предшественнице. Но всякий раз Георгий Полтавченко дипломатично уходил от каких-либо оценок: мол, и хорошее было, и проблемы есть, будем с этим работать.

Однако, если обратить внимание не на слова, а на действия новой команды, невооруженным глазом видно, что Полтавченко не устраивает очень многое, и управлять городом он намерен по-другому. С самого начала он стал планомерно пересматривать решения предыдущей администрации.

Через две недели после вступления в должность Полтавченко ввел мораторий на снос гаражей, закрыв, по крайней мере на время, одну из главных проблем, будоражащих общественность. Дальше – больше. Было объявлено об отказе по экономическим соображениям от ряда «мегапроектов» эпохи Матвиенко. Орловский тоннель под Невой, Дворец искусств, два моста, легкорельсовый трамвай – вот предварительный список крупнейших строек, которые вызвали сомнения у новых властей. При этом, отвечая на вопросы о них, губернатор чаще всего говорил: «Дайте время разобраться, пока окончательного решения не принято».

Проблема с «долгостроем» на Крестовском острове – строительством нового стадиона для «Зенита» – также пока не решена, пуск арены переносят из года в год, ее стоимость растет, удастся ли с этим справиться новому губернатору, покажет время.

Впрочем, судя по сообщениям печати, саму идею отказаться от дорогих проектов предыдущих властей многие в городе поддержали, а Полтавченко таким образом косвенно дистанцировался от предшественницы.

#{interviewpolit}Также команда Полтавченко активно занимается разработкой транспортной стратегии города. Планируется выделять большие деньги на строительство метро, обсуждаются идеи ограничить въезд в центр личного транспорта и сделать его платным, тем самым ослабив пробки. Впрочем, эта идея не нова. Да и дату реформы губернатор не озвучил, следуя своей манере еще раз хорошенько все взвесить.

«Произведена в известной мере бюджетная зачистка всех рисков, связанных с крупными проектами, анонсированными предыдущей администрацией, и эта зачистка важна потому, что у новой администрации теперь развязались руки для того, чтобы выстраивать новые правила игры, – рассказал Гавра. – Губернатор часто говорит не «да», а «мы подумаем». Сначала он хочет досконально разобраться в целесообразности проекта, а уже потом принять решение. Даже если от него ждут быстрых ответов, он не будет делать этого ради шоу, ради подписания договора непременно под прицелом телекамер, в окружении красивых макетов. Такой политики в городе больше не будет».

«Я думаю, Георгия Полтавченко можно сравнить по стилю управления с Владимиром Яковлевым – они оба позиционируют себя как хозяйственники, которые меньше говорят, но больше делают. А Валентина Матвиенко больше была похожа на Анатолия Собчака – и тот, и другая делали упор на действия через внешние эффекты», – вторит коллеге политолог Шустов.

Битвы Полтавченко

Еще одна «фишка» нового градоначальника – это, с одной стороны, закрытость, корни которой объяснимы, учитывая биографию Георгия Полтавченко, но с другой – демократичность. Полтавченко сам ведет микроблог в Twitter, где чуть ли не ежедневно отвечает на вопросы блогеров, и не только о политике, но и о музыке, своей собаке и т.д.

«Я подписан на Twitter губернатора, и мне довелось присутствовать на его встрече с блогерами, – признался Гавра. – В целом, такой формат взаимодействия мне нравится».

Хвалит за подобную открытость нового губернатора и Шустов: «В целом, новая информационная политика производит положительное впечатление. Притом что сам губернатор фактически не появляется на телеэкране и специально не привлекает внимания к своей персоне, он инструктирует свою пресс-службу, в которой, кстати, работают те же люди, что были там при Матвиенко, таким образом, чтобы журналистам выдавался максимум информации о деятельности городского правительства, отношения пресс-службы с прессой стали более дружелюбными».

Рейтинг против антирейтинга

Как рассказала газете ВЗГЛЯД руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко, об отношении горожан к Полтавченко пока можно судить лишь по сентябрьскому опросу, проведенному всего через пару недель после избрания нового губернатора. «В целом, люди отнеслись к нему нейтрально, так сказать, они к нему «приглядывались», – отметила социолог.

Она пояснила, что для оценки действий того или иного деятеля социологи обычно смотрят не на то, насколько высокий у него плюс (количество поддерживающих), а какой минус.

«И если плюс и минус почти на одном уровне, то это гарантирует политику проблемы. Так было, например, когда уходил Собчак – с рейтингом примерно 40 на 40 процентов, когда собирались снимать губернатора Яковлева или когда Матвиенко уходила с рейтингом примерно 32 на 29. А у Полтавченко на момент того опроса отрицательный рейтинг был вообще очень маленьким – 3 процента, положительный – тоже не очень большой, но все-таки 15–16 процентов, остальные относились нейтрально», – рассказала эксперт.

Протасенко предположила, что «какая-то полярность во мнениях», на основе которой можно будет делать выводы об отношениях людей к Полтавченко, может появиться к концу года или в начале следующего. При этом, по словам социолога, в отличие от администрации Матвиенко, которая активно заказывала соцопросы, новые власти пока такой активности не проявляют.

Будущее

Об итогах правления предшественницы Полтавченко Валентины Матвиенко газета ВЗГЛЯД уже писала в августе. Напомним, что еще летом основным кандидатом на место Валентины Матвиенко назывался не Полтавченко, а вице-премьер Дмитрий Козак. И после избрания Полтавченко он никуда не уехал – Козак возглавил петербургский список «Единой России» на выборах в Госдуму, а Полтавченко – в Законодательное собрание города. В последнее время они всюду появлялись вместе.

«Постоянное присутствие Козака в информационном поле некоторых аналитиков ставит в тупик, – признался Гавра. – Получается, что он как будто примеряется к посту губернатора. Я думаю, что это всего лишь версия. Но с другой стороны, Олимпиада в Сочи, которую курирует Козак, рано или поздно закончится, сохранит ли Козак прежнюю должность в правительстве, неизвестно. Не исключено, что ему придется искать новую работу...»

..............