Денис Миролюбов Денис Миролюбов США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
1 сентября 2010, 13:00 • Политика

«Пока я справляюсь с двумя должностями»

Рустэм Хамитов: Переименование президентского поста возможно

«Пока я справляюсь с двумя должностями»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев

«По поводу переименования поста президента мы посоветуемся со старейшинами и депутатами», – пообещал в интервью газете ВЗГЛЯД лидер Башкирии Рустэм Хамитов. Пока же новый президент создал в своем аппарате отделы по национальным вопросам и по диалогу с религиозным сообществом.

Назначенный в конце июля президентом Башкирии Рустэм Хамитов месяц назад начал решительную реформу кабинета министров и собственного аппарата. Кроме того, он объявил своим чиновникам о запрете «боевых действий» против федерального центра, а также определил точный статус его предшественника Муртазы Рахимова.

Думаю, что до Нового года приму решение по кандидатуре премьер-министра республики

В итоге Рахимов так и не дождался для себя официального статуса, оставшись простым советником президента республики на общественных началах, хотя в момент смены власти новый президент не исключал такой возможности. После того как 12 августа его чеченский коллега Рамзан Кадыров выступил с призывом к лидерам других республик отказаться от титула «президента», Хамитов уклонился от прямой поддержки этого призыва, так же, как и власти соседней Татарии.

ВЗГЛЯД: Рустэм Закиевич, ожидается ли в Башкирии широкая общественная дискуссия о том, чтобы все-таки со временем переименовать ваш пост в «главу» республики?

Рустэм Хамитов: Ничего невозможного в этом нет. Я в данном случае думаю, что обсуждение этого вопроса для меня лично пока преждевременно. Я только-только приступил к этой работе, только вхожу в курс дела.

Я уже говорил о том, что в случае принятия федерального закона по этому поводу, безусловно, реакция будет такой, какой она должна быть. Но если говорить об общественной дискуссии, то мы будем советоваться со старейшинами нашими, с депутатами, с Госсобранием. Это не единоличное решение должно быть, а плод коллективной работы.

ВЗГЛЯД: Смена власти в Башкирии, вопреки предсказаниям многих политологов, прошла ровно. Но не опасаетесь ли вы, что со временем представители татарской или русской общин могут потребовать предоставить национальную квоту в правительстве, как это негласно практикуется на Северном Кавказе?

#{help=418610}Р.Х.: Национальные вопросы всегда, конечно, возникают. На то она и жизнь, чтобы возникали задачки, которые надо решать, но сейчас я не вижу каких-либо острых моментов... Но, вообще говоря, этот вопрос не стоит даже ставить, поскольку у нас умные люди есть среди всех национальностей. Мы, прежде всего, исходим из профессионализма и умения работать.

ВЗГЛЯД: Став в июле президентом, вы временно заняли и пост главы правительства Башкирии. Вы говорили, что определитесь с кандидатурой нового премьера к октябрю. Этот срок остается в силе?

Р.Х.: Пока я справляюсь с двумя должностями – и президента, и премьер-министра. Центр принятия решений один. С точки зрения управления республикой и принятия решений это удобно. С точки зрения физических и психологических нагрузок это не очень хорошо для одного человека. Но я думаю, что, наверно, еще несколько месяцев в таком формате поработаем.

ВЗГЛЯД: А почему отбор кандидатов затягивается?

Р.Х.: Ну, мне казалось, что два месяца срок оптимальный, но на самом деле вопрос  достаточно сложный. Но, думаю, что до Нового года приму решение.

ВЗГЛЯД: После вашего назначения в Уфу вернулись и уже устроились на работу в ваш аппарат несколько чиновников, которые покинули Башкирию во времена Муртазы Рахимова. Премьером будет человек, который в последние годы работал в республике, или «возвращенец» из Москвы?

Р.Х.: Я вам ничего не скажу на эту тему.

ВЗГЛЯД: В августе вы начали перестройку аппаратов президента и правительства. Какие новые отделы вы учредили? Какие упразднили?

Р.Х.: В администрации президента появился отдел по вопросам национального воспитания, образования и вообще национальных вопросов республики. Появился отдел по работе с религиозным сообществом это тоже серьезная вещь достаточно. Появилась большая служба по IT-проблемам в ее сферу входит создание электронного правительства, создание новых форматов взаимодействия министров, членов правительства, электронный документооборот и так далее то, чего не было вообще «как класса».

В правительственном аппарате исчезают потихоньку структуры, связанные так или иначе с политическими моментами. Функция аппарата правительства теперь исключительно экономическая, хозяйственная, и не более того.

ВЗГЛЯД: Вы обещали, что в ходе перестройки аппарата он сократится на 20 или 30%. Будут ли повышены за счет этого заработки остающихся сотрудников, чтобы снизить, к примеру, коррупционные соблазны?

Р.Х.: Аппарат сократится, и желательно прибавить зарплату, конечно, но пока на фоне невысоких заработков трудящихся республики мы не можем говорить о повышении зарплаты другим категориям.

ВЗГЛЯД: Башкирская оппозиция требовала, чтобы вы инициировали пересмотр итогов прошлогодней продажи «Башнефти», то есть ТЭКа республики АФК «Система». Оппозиция уверена, что барыши от продажи «Башнефти» в размере миллиардов долларов так и не попали в казну республики. Причем после своей отставки ваш предшественник Муртаза Рахимов как раз и вошел в совет директоров теперь уже частной «Башнефти». Почему вы отказали оппозиции?

Р.Х.: Это не моя задача.

ВЗГЛЯД: Но бюджет – это ваша компетенция?

 Р.Х.: Конечно, бюджет – это наша компетенция, но есть законодательство, в формате которого прошла приватизация, есть определенное мнение правоохранительных органов, которые там не видят на сегодня каких-либо зацепок.

ВЗГЛЯД: Как часто вы встречаетесь со своим предшественником?

Р.Х.: Очень редко. Вот на юбилейном заседании Госсовета во вторник встретились после паузы длиной больше месяца.

ВЗГЛЯД: Говорили, что он остается вашим советником на общественных началах, что он сохранит кабинет в здании администрации...

Р.Х.: Нет, статуса советника нет, даже на общественных началах. Он занят формированием своих общественных структур, которые будут помогать, видимо, нам в работе, я так понимаю.

ВЗГЛЯД: Вы призвали своих чиновников к исключительно «добрым отношениям» с коллегами из федеральных органов власти. Есть ли, однако, признаки инерции у отдельных чиновников, которые все еще пытаются конфликтовать с Москвой?

Р.Х.: Нет, такой инерции нет. Я вот общаюсь с федеральными министрами и со своим правительством никаких осложняющих моментов нет.

ВЗГЛЯД: По итогам заседания Госсовета, который был посвящен реформе образования, что вы намерены изменить в своей республике?

Р.Х.: Да, я вижу задачу в реформе профессионального образования. У нас точно такая проблема существует. В среду, 1 сентября, я иду в уфимское ПТУ моторостроительного объединения. Это не просто церемония участия в праздновании Дня знаний. Я заодно посмотрю, как там учат ребят токарей, слесарей, фрезеровщиков, сварщиков – рабочим специальностям. Посмотрю уровень подготовки людей. Вообще, у нас есть идея создать эту цепочку, о которой говорили на Госсовете: ПТУ – техникум – вуз.

ВЗГЛЯД: Почему вы идете к моторостроителям, а не в ПТУ, связанное с  нефтегазовым сектором? Он же в республике, наверно, важнее?

Р.Х.: Там тоже требуется реформировать образование. К сожалению, наш университет не имеет своих техникумов, которые готовили бы специалистов в нефтегазовом секторе. А мы хотели бы, чтобы нефтяной университет имел такие техникумы.

ВЗГЛЯД: При Рахимове многие специалисты уезжали из республики. Вы не опасаетесь, что такой отток выпускников продолжится?

Р.Х.: Конечно, нет. Конечно, и лучшие, и средние, и любые кадры будут уезжать, республика столько специалистов, безусловно, не переварит. Но я не переживаю, потому что нам хватает.