Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
1 сентября 2010, 13:00 • Политика

«Пока я справляюсь с двумя должностями»

Рустэм Хамитов: Переименование президентского поста возможно

«Пока я справляюсь с двумя должностями»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев

«По поводу переименования поста президента мы посоветуемся со старейшинами и депутатами», – пообещал в интервью газете ВЗГЛЯД лидер Башкирии Рустэм Хамитов. Пока же новый президент создал в своем аппарате отделы по национальным вопросам и по диалогу с религиозным сообществом.

Назначенный в конце июля президентом Башкирии Рустэм Хамитов месяц назад начал решительную реформу кабинета министров и собственного аппарата. Кроме того, он объявил своим чиновникам о запрете «боевых действий» против федерального центра, а также определил точный статус его предшественника Муртазы Рахимова.

Думаю, что до Нового года приму решение по кандидатуре премьер-министра республики

В итоге Рахимов так и не дождался для себя официального статуса, оставшись простым советником президента республики на общественных началах, хотя в момент смены власти новый президент не исключал такой возможности. После того как 12 августа его чеченский коллега Рамзан Кадыров выступил с призывом к лидерам других республик отказаться от титула «президента», Хамитов уклонился от прямой поддержки этого призыва, так же, как и власти соседней Татарии.

ВЗГЛЯД: Рустэм Закиевич, ожидается ли в Башкирии широкая общественная дискуссия о том, чтобы все-таки со временем переименовать ваш пост в «главу» республики?

Рустэм Хамитов: Ничего невозможного в этом нет. Я в данном случае думаю, что обсуждение этого вопроса для меня лично пока преждевременно. Я только-только приступил к этой работе, только вхожу в курс дела.

Я уже говорил о том, что в случае принятия федерального закона по этому поводу, безусловно, реакция будет такой, какой она должна быть. Но если говорить об общественной дискуссии, то мы будем советоваться со старейшинами нашими, с депутатами, с Госсобранием. Это не единоличное решение должно быть, а плод коллективной работы.

ВЗГЛЯД: Смена власти в Башкирии, вопреки предсказаниям многих политологов, прошла ровно. Но не опасаетесь ли вы, что со временем представители татарской или русской общин могут потребовать предоставить национальную квоту в правительстве, как это негласно практикуется на Северном Кавказе?

#{help=418610}Р.Х.: Национальные вопросы всегда, конечно, возникают. На то она и жизнь, чтобы возникали задачки, которые надо решать, но сейчас я не вижу каких-либо острых моментов... Но, вообще говоря, этот вопрос не стоит даже ставить, поскольку у нас умные люди есть среди всех национальностей. Мы, прежде всего, исходим из профессионализма и умения работать.

ВЗГЛЯД: Став в июле президентом, вы временно заняли и пост главы правительства Башкирии. Вы говорили, что определитесь с кандидатурой нового премьера к октябрю. Этот срок остается в силе?

Р.Х.: Пока я справляюсь с двумя должностями – и президента, и премьер-министра. Центр принятия решений один. С точки зрения управления республикой и принятия решений это удобно. С точки зрения физических и психологических нагрузок это не очень хорошо для одного человека. Но я думаю, что, наверно, еще несколько месяцев в таком формате поработаем.

ВЗГЛЯД: А почему отбор кандидатов затягивается?

Р.Х.: Ну, мне казалось, что два месяца срок оптимальный, но на самом деле вопрос  достаточно сложный. Но, думаю, что до Нового года приму решение.

ВЗГЛЯД: После вашего назначения в Уфу вернулись и уже устроились на работу в ваш аппарат несколько чиновников, которые покинули Башкирию во времена Муртазы Рахимова. Премьером будет человек, который в последние годы работал в республике, или «возвращенец» из Москвы?

Р.Х.: Я вам ничего не скажу на эту тему.

ВЗГЛЯД: В августе вы начали перестройку аппаратов президента и правительства. Какие новые отделы вы учредили? Какие упразднили?

Р.Х.: В администрации президента появился отдел по вопросам национального воспитания, образования и вообще национальных вопросов республики. Появился отдел по работе с религиозным сообществом это тоже серьезная вещь достаточно. Появилась большая служба по IT-проблемам в ее сферу входит создание электронного правительства, создание новых форматов взаимодействия министров, членов правительства, электронный документооборот и так далее то, чего не было вообще «как класса».

В правительственном аппарате исчезают потихоньку структуры, связанные так или иначе с политическими моментами. Функция аппарата правительства теперь исключительно экономическая, хозяйственная, и не более того.

ВЗГЛЯД: Вы обещали, что в ходе перестройки аппарата он сократится на 20 или 30%. Будут ли повышены за счет этого заработки остающихся сотрудников, чтобы снизить, к примеру, коррупционные соблазны?

Р.Х.: Аппарат сократится, и желательно прибавить зарплату, конечно, но пока на фоне невысоких заработков трудящихся республики мы не можем говорить о повышении зарплаты другим категориям.

ВЗГЛЯД: Башкирская оппозиция требовала, чтобы вы инициировали пересмотр итогов прошлогодней продажи «Башнефти», то есть ТЭКа республики АФК «Система». Оппозиция уверена, что барыши от продажи «Башнефти» в размере миллиардов долларов так и не попали в казну республики. Причем после своей отставки ваш предшественник Муртаза Рахимов как раз и вошел в совет директоров теперь уже частной «Башнефти». Почему вы отказали оппозиции?

Р.Х.: Это не моя задача.

ВЗГЛЯД: Но бюджет – это ваша компетенция?

 Р.Х.: Конечно, бюджет – это наша компетенция, но есть законодательство, в формате которого прошла приватизация, есть определенное мнение правоохранительных органов, которые там не видят на сегодня каких-либо зацепок.

ВЗГЛЯД: Как часто вы встречаетесь со своим предшественником?

Р.Х.: Очень редко. Вот на юбилейном заседании Госсовета во вторник встретились после паузы длиной больше месяца.

ВЗГЛЯД: Говорили, что он остается вашим советником на общественных началах, что он сохранит кабинет в здании администрации...

Р.Х.: Нет, статуса советника нет, даже на общественных началах. Он занят формированием своих общественных структур, которые будут помогать, видимо, нам в работе, я так понимаю.

ВЗГЛЯД: Вы призвали своих чиновников к исключительно «добрым отношениям» с коллегами из федеральных органов власти. Есть ли, однако, признаки инерции у отдельных чиновников, которые все еще пытаются конфликтовать с Москвой?

Р.Х.: Нет, такой инерции нет. Я вот общаюсь с федеральными министрами и со своим правительством никаких осложняющих моментов нет.

ВЗГЛЯД: По итогам заседания Госсовета, который был посвящен реформе образования, что вы намерены изменить в своей республике?

Р.Х.: Да, я вижу задачу в реформе профессионального образования. У нас точно такая проблема существует. В среду, 1 сентября, я иду в уфимское ПТУ моторостроительного объединения. Это не просто церемония участия в праздновании Дня знаний. Я заодно посмотрю, как там учат ребят токарей, слесарей, фрезеровщиков, сварщиков – рабочим специальностям. Посмотрю уровень подготовки людей. Вообще, у нас есть идея создать эту цепочку, о которой говорили на Госсовете: ПТУ – техникум – вуз.

ВЗГЛЯД: Почему вы идете к моторостроителям, а не в ПТУ, связанное с  нефтегазовым сектором? Он же в республике, наверно, важнее?

Р.Х.: Там тоже требуется реформировать образование. К сожалению, наш университет не имеет своих техникумов, которые готовили бы специалистов в нефтегазовом секторе. А мы хотели бы, чтобы нефтяной университет имел такие техникумы.

ВЗГЛЯД: При Рахимове многие специалисты уезжали из республики. Вы не опасаетесь, что такой отток выпускников продолжится?

Р.Х.: Конечно, нет. Конечно, и лучшие, и средние, и любые кадры будут уезжать, республика столько специалистов, безусловно, не переварит. Но я не переживаю, потому что нам хватает.

..............