Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
8 апреля 2010, 19:38 • Политика

Плохо все, что без меня

Константин Симонов: Плохо все, что без меня

Плохо все, что без меня
@ РИА "Новости"

Tекст: Константин Симонов,
гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности

Нетрудно было догадаться, что один из прогнозов инициаторов российской «Кремниевой долины» сбудется моментально – скепсис действительно огромный. Каждый день приносит статьи, комментарии, выступления на тему «не получится», «не так сели», «все украдут».

Главный содержательный контраргумент тоже сформирован и теперь тиражируется в геометрической прогрессии в разных формах интеллектуального творчества. Он предельно прост. Инноватизация невозможна без демократии. Нельзя построить в России инновационный анклав. А сделать нужно все гораздо проще – дать инновации на откуп обществу, которое только об этом и мечтает. Инноваторы миллионами бродят по России и только и ждут, когда же бизнес отделят от государства и дадут политические свободы. Без них никакими инновациями они заниматься не хотят. А вроде как могут. Общество так и жаждет инноваций, и только авторитарное государство сдерживает широкое инновационное творчество масс. Лозунг простой: «Верните свободы – получите инновации».

Все статьи про демократическую модернизацию стоит заканчивать так: «а, может, все не так и плохо, если, конечно, мне квартирку выделите в Сколково

Тезисы эти, конечно, не новы. Это очередное переиздание спора о курице и яйце – экономическом рывке или политической системе. Принципиальным моментом тут является качество общества. Ведь если общество действительно инновационно, то и государство как стартер инноваций тоже не нужно.

Но давайте уж будем откровенными. Никакого жаждущего инноваций общества у нас просто нет. Посмотрите на значительную часть молодого поколения. Опросы показывают, какие профессии являются самыми востребованными у молодежи: это специалисты по рекламе и связям с общественностью и event-менеджеры, то бишь организаторы корпоративных праздников и мероприятий. Рабочие и инженерные специальности в России представлены в основном 40−50-летними (за исключением сферы обслуживания и ремонта автомобилей).

Молодежь мечтает не об инновациях, а о красивой жизни. Она получает не образование, а диплом, уверенная в том, что с дипломом хорошего вуза ей сразу предложат большую зарплату. И, естественно, участие в гламурных ивентах.

Ситуация вряд ли изменится в будущем в лучшую сторону. Сегодня на 1000 работающих приходится уже 580 пенсионеров, а в 2025 году эта цифра прогнозируется на уровне 830. В такой ситуации самым главным общественным запросом будет запрос не на инновации, а на большие пенсии. А инновации как раз будут восприниматься с огромным подозрением: а не наши ли пенсии вы просаживаете на свои силиконовые долины? Нет уж, вы сюда давайте ренту, в наш карман. Тем более что пенсионеры эти будут уже совсем не советского типа, которые готовы были питаться с огорода и стойко переносить трудности.

Говорят о том, что рядом с «Силиконовой долиной» не будет передового университета, а так быть не должно. А если его вообще нет в стране? 70% работодателей в 2009 году высказали недовольство уровнем практических навыков и образования выпускников-2009 и указали на ухудшение подготовки выпускников вузов 2009 года в сравнении с выпусками трехгодичной и десятилетней давности. 84% работодателей высказались за дополнительное обучение выпускников этого 2009 года. Наукограды в стране есть, но разве там мечтают жить?

Очевидно, что вся система образования нуждается в серьезных переменах. Но разве эти перемены поддерживаются обществом? Не будем обманывать себя. Сегодня в сфере образования работает около 6 млн человек. Хотя число учителей в общеобразовательных заведениях всего 1,4 млн, преподавателей в учреждениях среднего профобразования – 146 тыс., а в вузах – 0,4 млн. Нетрудно догадаться, каково будет отношение остальных участников образовательного процесса к его реформированию. Ведь по-хорошему оно, прежде всего, должно привести к их увольнениям.

Проект «Силиконовой долины» не отменяет необходимость реформы науки и образования. Он ее на самом деле запускает. Он дает нынешнему поколению школьников мечту, которую отняло у него всеобщее распространение некачественного высшего образования по стране. Мечту жить в стране, где все решают не дипломы престижных вузов, полученные за деньги или по звонку хороших родителей. И где талантливый человек действительно востребован.

Совершенно ясно, что инноватизация – это ломка привычного образа жизни, в ряде случаев – даже потеря работы значительной частью не слишком полезных людей. Ясно, каким на самом деле будет отношение общества к инновациям. Общество хочет не инноваций, а куска рентного пирога. Общество не может даже самостоятельно перейти на новые лампочки и поставить счетчики на воду. Именно поэтому проект «города будущего» важен как мечта – мечта вырваться, прежде всего, из пут костного общества.

Возможно, в США люди уже и расселяются из силиконовых долин в города. Ну и прекрасно, если у нас через 10 лет будет то же самое. Но пока расселяться у нас некому! У нас пока все съезжаются – в Москву, но не за знаниями и инновациями, а за ивентами.

Не стоит думать, что теоретики «общественной инноватизации» − глупые или наивные люди, не понимающие столь очевидных вещей. Они все прекрасно понимают. Неудивительно, что часть из них на подобные соображения тут же отвечает: «А что же вы хотели? Власть сама довела общество до такого состояния». Во-первых, такая констатация состояния общества уже отличается от исходного посыла критиков российской «Силиконовой долины». Во-вторых, большой вопрос – кто его довел до такого состояния. По крайней мере, гламурный образ жизни возвел в эталон тот самый рынок. И тот самый частный бизнес. Который вроде как должен быть передовым отрядом общества, но почему-то таковым не является. Почитаем последний доклад ВШЭ – инновационное развитие затронуло не более 25% компаний из обрабатывающей промышленности. Где инновации по идее – просто необходимый способ выживания! Потому что бизнес привык входить во взаимовыгодные отношения с бюрократией и пилить бюджеты. Какие еще инновации?! Это для него ненужная обуза.

Те, кто сегодня говорят про широкое общество инноваторов, еще вчера, обсуждая выборы на Украине, говорили: «Нет, все-таки демократия работает только в богатых обществах, а в бедных побеждают люмпены». А еще раньше, в 93-м году, когда Россия отказывалась голосовать за милые сердцу данных теоретиков партии, они же вопили: «Россия, ты одурела!»

Так что предлагаемый нам интеллектуальный маршрут предельно ясен. «1. Дайте свободы! 2. Нет, Россия все еще одуревшая. 3. Рановато со свободами, дайте пока нам власть, мы уж их научим свободой пользоваться». Было же написано в приступе откровенности, что и «Единую Россию» можно исправить, если только заменить «плохих этих» на «хороших нас».

В обществе есть люди, уверенные в том, что они застолбили за собой поляну «либералов-западников». Если кто-то намерен привести в страну западный бизнес, западные способы получения инноваций или западную науку, раскачав тем самым нас самих и заставив слезть с печки, тут же начинается: «неверно», «неправильно». Что в переводе с русского на русский означает: «а где же мы? почему с нами не посоветовались?» В общем, все статьи про демократическую модернизацию стоит заканчивать так: «а, может, все не так и плохо, если, конечно, мне квартирку выделите в Сколково».

Автор – Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

..............