Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

28 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

14 комментариев
18 февраля 2010, 22:04 • Политика

Жажда демократии

В Туркмении впервые может появиться оппозиция

Жажда демократии
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Политические преобразования в Туркмении приобретают радикальные формы. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что в стране жизненно необходимо наличие политической оппозиции, «и если кто-нибудь проявит желание создать новую политическую партию, то мы готовы эту партию зарегистрировать». Это далеко не первый шаг главы Туркмении, разрушающий политическую систему, построенную его предшественником Сапармуратом Ниязовым.

В четверг президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предложил ввести в стране многопартийную систему. Таким образом он лишний раз доказал, что намерен и дальше идти по пути политических реформ с момента прихода к власти после скоропостижной смерти Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

Появление в нашей стране оппозиционной партии станет важным событием в общественно-политической жизни страны

«Туркменистан развивается по демократическому пути, и если кто-нибудь проявит желание создать новую политическую партию и выйдет с этой инициативой, то в соответствии с конституцией мы готовы эту новую партию зарегистрировать уже в этом году», − заявил Бердымухамедов на заседании правительства.

Отметим, что всю независимую историю Туркменистана в стране существует лишь одна Демократическая партия, созданная после самороспуска Коммунистической партии в 1991 году. «Появление в нашей стране оппозиционной партии станет важным событием в общественно-политической жизни страны, − сказал президент, добавив, что «это может быть аграрная партия или еще какая-нибудь политическая партия».

Однако он не намерен создавать себе оппозицию. Бердымухамедов, отмечает ИТАР-ТАСС, четко дал понять, что новые партии, участвуя в общественно-политической жизни, должны составлять лишь конкуренцию Демократической партии.

Бердымухамедов, который возглавляет политсовет Демпартии Туркменистана, также заявил, что «создаваемые в стране новые политические партии должны будут служить обшей цели – способствовать тому, чтобы Туркменистан занял достойное место в мировом сообществе, вошел в ряд высокоразвитых государств».

Золотая статуя Туркменбаши, которая была расположена в Ашхабаде (фото: vesti.ru)
Золотая статуя Туркменбаши, которая была расположена в Ашхабаде (фото: vesti.ru)

Отметим, что около года назад Бердымухамедов распорядился вернуть прежний календарь европейского образца, мотивируя это тем, что об этом его попросили тысячи граждан в своих письмах.

Сапармурат Ниязов изменил календарь в 2002 году. Диктатор переименовал январь в туркменбаши – «отец всех туркмен» – в соответствии с одним из собственных титулов, апрель в честь своей матери – в гурбансолтан, сентябрь – в рухнама, по названию философско-морального трактата собственного сочинения. Прочие месяцы напоминали о независимости – гарашсызлык (октябрь), нейтралитете – битараплык (декабрь), флаге – байдак (февраль), а также о древних туркменских султанах и поэтах. Реформа тогда затронула и дни недели. Так, понедельник стал называться «баш гуни» («главный день»), а воскресенье – «дынч гуни» («день отдыха»).

Придя к власти, Бердымухамедов начал с реформы образования. В июне 2007 года были восстановлены учеба в аспирантуре, докторантуре и присуждение научных степеней. Новый президент вернул гражданам доступ к цифровым технологиям, а в апреле 2008 года выступил с неожиданной инициативой обеспечить доступ к Интернету даже воспитанникам детских садов. Он даже пригрозил, что в будущем в стране «не будут приниматься к сдаче в эксплуатацию школы и детские сады, где не предусмотрены подключение ко Всемирной информационной сети Интернет и мультимедийные технологии».

Но самое главное, что привлекло внимание за рубежом: с улиц городов удивительным образом начали пропадать памятники Сапармурату Ниязову. Его золотой профиль исчез с заставок всех четырех государственных телеканалов. Правда, вскоре его стали печатать на первых страницах вузовских и школьных учебников. Это решение президент объяснил стремлением «передать потомкам историю».

Титул Ниязова (Туркменбаши) убрали с президентского штандарта и из текста государственной присяги, заменив его нейтральным «президент».

Впрочем, портреты с изображением Туркменбаши довольно быстро сменили портреты самого Бердымухамедова.

В январе этого года Бердымухамедов приказал демонтировать в центре Ашхабада гигантскую арку, на вершине которой установлена статуя его предшественника. Она поворачивалась как подсолнух за солнечными лучами. Наблюдатели назвали это решение очередным шагом в направлении развенчания культа личности Ниязова.