Сергей Худиев Сергей Худиев Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

0 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

3 комментария
6 декабря 2010, 12:19 • Политика

Кто боится «атмосферы страха»?

Социологи обнаружили у оппозиции склонность к насилию

Кто боится «атмосферы страха»?
@ РИА "Новсти"

Tекст: Николай Васильев

Эксперты утверждают, что несистемная оппозиция обзавелась новыми «боевыми отрядами» в лице так называемых «антифашистов» и радикальных «экологов», которые пришли на смену запрещенной НБП.

Культ насильственных аргументов, уверены политологи, перекочевал в политику из полукриминальной экономики 90-х. Сначала бандиты взрывали ларьки конкурентов, а вскоре и танки от имени тогдашней власти обстреливали Белый дом. Так насилие над личностью фактически переросло в насилие над политической системой.

Наша несистемная оппозиция использует их постоянно как лозунги, но игнорирует в своей собственной политической практике. Поэтому можно сказать, что она очень далеко отстоит от норм и принципов демократии и, по сути, их дискредитирует

Поэтому, делится наблюдениями генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, «когда сегодня мы слышим, что власть якобы возвращает страну в «лихие 90-е», то это воспринимается просто как саморазоблачение так называемой несистемной оппозиции». Те же лидеры «Солидарности» Борис Немцов и Владимир Милов сегодня обвиняют власть в создании в обществе «атмосферы террора», но умалчивают о том, что когда сами они были властью, страна просто утопала в криминальном и политическом насилии.

Да и набор средств, которыми оппозиция пытается добиваться своих целей, утверждает Федоров, говорит о том, что «идеалы демократии, идеалы толерантности, идеалы гражданственности» для нее, по сути, не существуют. «Наша несистемная оппозиция использует их постоянно как лозунги, но игнорирует в своей собственной политической практике. Поэтому можно сказать, что она очень далеко отстоит от норм и принципов демократии и, по сути, их дискредитирует», резюмирует социолог.

В качестве наглядного примера агрессии, переходящей в насилие со стороны близких несистемной оппозиции маргинальных групп, эксперты приводят погром в администрации подмосковных Химок 28 июля текущего года. В акции разрушения, по данным ГУВД, участвовало около 90 активистов «антифа» и экологических движений. Они забросали здание бутылками и вели стрельбу из травматического оружия.

Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев вспоминает: «Олег Кашин* взял интервью у лидера этой группы, он сказал: каждый в этом обществе имеет право на 15 минут насилия. Если бы это были фашисты, такие высказывания никого бы не потрясли. Но это были антифашисты, люди, которые, казалось бы, борются с ужасающим явлением в нашем обществе. Но оказалось, что они такие же, они имеют право на насилие. При таком подходе для нас, граждан, которые не являются ни фашистами, ни антифашистами, а просто жителями этой страны, перестает иметь значение, на чьей стороне правда. Потому что и те, и другие проповедуют насилие».

А Валерий Федоров подчеркивает роль, которую сыграли в подмосковном инциденте представители «экологов»: «То, что мы видели в Химках, это, я бы сказал, экофашизм, а не экологическое движение в чистом виде». Рассуждая о причинах, по которым «борцы за природу» начали исповедовать чистое насилие, глава ВЦИОМ углубляется в историю: «За сорок лет своего существования мировое экологическое движение опробовало уже огромную массу разнообразных форм. От, условно говоря, экологического христианства до экологического фашизма и экологического терроризма. Вот эта последняя – очень опасная форма. Потому что она, проповедуя благие идеалы, такие средства использует для их достижения, что лучше бы и идеалов таких не было и движение это вообще никогда не рождалось». Что касается отечественного экологического движения, то ему всего «лет 25 максимум и оно не такое влиятельное, как в тех же европейских странах, не настолько интегрировано в системную политику». Именно поэтому, считает социолог, «эти младенческие ультралевые, ультраправые формы сегодня цветут пышным цветом».

Акция в Химках – далеко не единственный и, может быть, даже не самый яркий скандал, связанный с представителями групп, борющихся за «благие идеалы». 19 января этого года группа «антифа», участвовавшая в траурном митинге памяти адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой, устроила потасовку с охранявшими мероприятие милиционерами. 10 декабря прошлого года «антифа» устроила погром в редакции «Комсомольской правды», а месяцем ранее атаковала, вооружившись арматурой и файерами, офисы движений «Наши» и «Россия молодая». В феврале 2008-го молодые радикалы спровоцировали массовые беспорядки в центре Москвы, организовав на Пушкинской площади несанкционированную акцию совместно с представителями сексуальных меньшинств.

«Конструктивные предложения радикальные группы не выдвигают, комментирует такой «стиль общественной работы» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Их действия связаны исключительно с дестабилизацией системы, с тем, чтобы власть перестала принимать эффективные решения в системной повестке дня. Чем нестабильнее ситуация, тем больше у них текущих шансов на рост доверия к ним, допустим, больше шансов, что власть заметит их деятельность и будет реагировать».

Дмитрий Орлов также обращает внимание на то, что разгром химкинской администрации, организованный «антифа» и «экологами», активно поддержали лидеры «Солидарности». «То есть люди, обвиняющие власть в установлении «атмосферы террора», сами не прочь использовать действия радикалов в своих целях, поясняет эксперт. Немцов и Милов, декларируя стремление к самым благим целям, одновременно демонстрируют не только готовность к агрессии, но и ее генерированию. В этом их очевидное родство с «антифа» и «экологами», которые также заявляют о себе как о борцах за «общечеловеческие ценности», но при этом действуют насильственными методами. И, по сути, проблема «атмосферы террора и насилия» сводится к одному вопросу: приемлемо ли использовать деструктивные силы и насильственные методы в политических интересах?»

По мнению Орлова, лидеры «Солидарности» отвечают на этот вопрос однозначно, являясь «генерацией 90-х»: «Они не ушли от принципов «оранжевой революции», которая сама по себе является насилием над институтами государства и самой Конституцией. В то время как власть все «нулевые» последовательно шла в сторону от насилия, сменив вектор, заданный в пресловутые «лихие 90-е». Очевидно, что несистемная оппозиция со сменой вектора не согласна».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............