Игорь Переверзев Игорь Переверзев Почему в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Почему Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
1 июня 2009, 21:28 • Политика

К папе за пиаром

Эксперты: Ющенко использует папу для пиара

К папе за пиаром
@ Reuters

Tекст: Иванна Янина,
Киев

В ходе своего официального визита в Ватикан президент Украины Виктор Ющенко в беседе с папой римским Бенедиктом XVI поднял вопрос создания единой поместной православной церкви на Украине. По его мнению, «этот шаг является архиважным». А вот украинские эксперты считают, что объединение церквей в стране в краткосрочной перспективе невозможно, а активизация дискуссии по этому вопросу – это «личный пиар-проект президента Виктора Ющенко».

«Христианское измерение национальной идентичности украинцев неразрывно связано с осознанием нашей принадлежности к европейскому цивилизационному пространству», – подчеркнул Виктор Ющенко в понедельник в ходе переговоров с государственным секретарем Ватикана кардиналом Тарчизио Бертоне, встреча с которым состоялась после аудиенции у папы.

Его может не интересовать экономика, социалка, но вот такие вещи, как голодомор и единая церковь, для него принципиальны

При этом он не забыл упомянуть и об одной из своих излюбленных тем, выразив признательность кардиналу Бертоне за «постоянную поддержку Ватикана инициатив украинского государства по международному признанию голодомора 1932–1933 годов в Украине».

Что же касается единой поместной церкви, то, по мнению Ющенко, «на пути объединения всех церквей имеются преграды, в частности, недостаточные знания общества о необходимости единой церкви». В этой связи президент рассчитывает в этом вопросе на «подвижнические шаги самого духовенства».

По мнению экспертов, желание заручиться поддержкой в вопросе объединения православных церквей именно у папы римского объясняется далеко идущими планами украинского президента и его советников по религиозным вопросам. Предполагается, что единая поместная церковь в будущем может получить статус униатской, то есть может стать равноудаленной как от православной ветви, так и от католической.

Следующим шагом, как предполагают аналитики, может быть дальнейшее усиление связей новообразованной церкви с Ватиканом. Понтифик еще в 2006 году высказался за возобновление евхаристического общения между католической церковью и православными поместными церквями, чем вызвал критику со стороны РПЦ.

Впрочем, по мнению директора Института национальных стратегий Кость Бондаренко, Ющенко не нужен папа римский, а своими заявлениями в Ватикане президент демонстрирует лишь то, что готов к экуменистическому диалогу.

«Кроме этого, не стоит забывать, что папа римский является главой для как минимум двух украинских церквей. Это украинская Римско-католическая церковь и украинская Греко-католическая церковь. К тому же есть еще и закарпатская Греко-католическая церковь. А Ющенко понимает, что диалог с папой римским – это диалог с этой частью украинского электората. А это 7 млн человек. Правда, что касается этой части украинцев, то к ним вовсе не относятся процессы объединения. Визит Ющенко в Ватикан – это государственный визит, и в нем нет ничего странного. К папе римскому ездил Леонид Кучма, а также сам папа римский приезжал с государственным визитом в Украину», – заявил политолог в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

Напомним, сейчас на Украине существуют три православных церкви. УПЦ Московского патриархата во главе с митрополитом Владимиром, которая действует на правах внутреннего самоуправления в пределах Московского патриархата. УПЦ Киевского патриархата отсоединилась от РПЦ в 1992 году, за что ее лидер Филарет (Денисенко) был предан анафеме. Также существует Украинская автокефальная церковь, созданная в 1921 году. После большого перерыва она возобновила свою деятельность в конце 80-х годов прошлого века.

И украинцы уже привыкли к тому, что зачастую в различных ритуальных службах у них уточняют, в церкви какой православной конфессии они желали бы венчаться, крестить детей или отпевать покойников…

Кроме того, каждый раз, когда возникает разговор на эту тему, Виктор Ющенко не забывает подчеркнуть, что «еще ни один президент Украины не вел такого диалога между церквями по вопросу объединения, какой ведет он». Впрочем, ранее Агентство моделирования ситуаций провело экспертный опрос, согласно которому подавляющее большинство респондентов назвали эти усилия «личным пиар-проектом президента Виктора Ющенко».

Кроме того, неясно, каким образом может произойти отделение украинской церкви от Московского патриархата. Либо это превращение Украинской митрополии во главе с митрополитом Владимиром в патриархат, либо узаконивание уже существующего Киевского патриархата во главе с Филаретом, что с точки зрения церковных канонов маловозможно, поскольку Филарет, отлученный от церкви, должен сперва покаяться и вернуться в лоно церкви-матери.

В свою очередь, глава УПЦ (в подчинении Московского патриархата) Владимир считает, что украинские верующие не готовы к автокефалии Украинской православной церкви. Он уверен, что верующие люди сегодня такую возможность воспринимают не очень активно и не позитивно. «Люди боятся, чтобы структурные изменения в церкви не навредили. Это не принесет сегодня пользы», – считает патриарх, отмечая, что об этом пока рано говорить в нынешних условиях.

Народный депутат от НУ–НС, глава Центра изучения политических ценностей Олесь Доний считает, что в этой ситуации вопросы религии выходят на задний план перед интересами политики. Он ставит под сомнение возможность Киева в административном порядке объединить все ответвления православия на Украине в одну церковь и сомневается, что Московский патриархат добровольно уступит свои приходы.

«Тот негатив, который существует во взаимоотношениях православных церквей на Украине, безусловно, негативно отражается на жизни страны. И было бы хорошо, если бы на Украине была единая поместная церковь. Другое дело – реалистичность этой идеи. На сегодняшний день очевидно, что это задание не имеет какого-то решения. Хотя на Украине, в принципе, можно развивать толерантное отношение разных церквей друг к другу», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД Доний.

На вопрос, является ли на данный момент декларация президента о единении церквей его пиар-кампанией, эксперт ответил: «Все внутренние ощущения любого человека являются самопиаром. Вполне возможно, что это его внутреннее желание».

Со своей стороны, Кость Бондаренко также считает, что в ближайшее столетие единую поместную церковь создать не удастся. «В каждом государстве должна быть господствующая церковь, и она была бы элементом единения нации. Что касается реального воплощения в жизнь этого стремления, думаю, что в ближайшее столетие это невозможно. А тем более невозможно, если государство, формально отделившее себя от церкви, будет вмешиваться в этот процесс волюнтаристскими методами», – считает политолог.

Что касается роли Виктора Андреевича в этом процессе, то, по мнению собеседника, желание президента объединить церковь «является одним из элементов психологии Ющенко»: «Он считает, что есть некоторые незыблемые основы, на которых он должен строить свою политику. Его может не интересовать экономика, социальная политика, но вот такие вещи, как голодомор и единая поместная церковь, для него являются принципиальными. Это не пиар, это действительно его убеждения».

В свою очередь, глава правления центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко солидарен с коллегами относительно вероятности создания единой украинской церкви: «В нынешних условиях реализовать идею поместной церкви довольно сложно, и это может привести к обратному результату».

..............