Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
26 мая 2009, 17:06 • Политика

Кима нужно задобрить

Эксперты предложили решение проблемы КНДР

Кима нужно задобрить
@ Reuters

Tекст: Ирина Романчева

Мировой плитикум ждет, чем Совет Безопасности ООН ответит на ядерную выходку Северной Кореи. Представители Совбеза в устной форме уже осудили КНДР и пообещали режиму чучхе строгое наказание. Правда, российские эксперты считают, что Пхеньян останется равнодушен к угрозам ООН, и предлагают не пугать корейцев, а договариваться с ними. В частности, обратить их ядерные амбиции в мирное русло, оказав КНДР помощь в строительстве атомной электростанции.

Ядерной державой Северная Корея еще не стала, но в когорту ядерных государств уже вошла, считает представитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. Эксперт напомнил, что в первый раз корейцы продемонстрировали свои ядерные притязания еще в октябре 2006 года.

Возможно, КНДР подошла к созданию ядерной боеголовки, способной доставить заряд на дальние расстояния

Тогда, правда, Пхеньян стал «автором» взрыва мощностью «всего» 550 тонн в тротиловом эквиваленте. Это дало повод США и некоторым другим наблюдателям усомниться в том, что КНДР испытывала именно ядерное оружие. Однако вчерашний опыт доказал: у Северной Кореи есть ядерная бомба.

А тот факт, что за два с половиной года мощность испытываемого устройства увеличилась до 20 килотонн, по словам Владимира Евсеева, ясно указывает на «значительный прогресс», которого достигла КНДР на ядерном поприще.

Аналитик рассказал, что Пхеньян владеет одним газо-графитным реактором-наработчиком, который появился в КНДР усилиями СССР в обмен на присоединение Северной Кореи к договору нераспространения ядерного оружия. С помощью реактора Пхеньяну удалось выработать порядка 38 килограмм плутония. 10 из них, по словам Евсеева, «выгорели» во время двух прошедших взрывов.

Оставшегося вещества, считает эксперт, хватит еще примерно на пять боезарядов. В разы увеличить ядерный запас страны КНДР в ближайшее время не сможет. Единственный реактор вышел из строя в 2007 году. Кроме того, по слухам, была разрушена часть химической лаборатории, трудящейся во благо ядерного потенциала страны. Так что начать снова добывать плутоний корейцы смогут только через 1,5–2 года.

Однако и существующих устройств на мир хватит с лихвой. Владимир Евсеев объяснил, что, несмотря на внушительную разрушительную силу, заряд в 20 килотонн является «переносимым». И у Пхеньяна есть ракеты, в том числе межконтинентальные, которые вполне могут поднять такую тяжесть. «Возможно, КНДР подошла к созданию ядерной боеголовки», – говорит представитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН.

И Россию с ее оголенным в плане противоракетной обороны Приморьем подобные перспективы, считает аналитик, должны настораживать. Хотя у Москвы с Пхеньяном всегда были достаточно ровные отношения, но корейские ракеты, объяснил эксперт, не снабжены системой аварийного подрыва, а сбить отклонившийся от начальной траектории смертоносный снаряд нам будет попросту нечем.

Соседей КНДР, уверен Владимир Евсеев, не могут не волновать еще два факта. Во-первых, подземные ядерные испытания всегда являются причиной искусственных землетрясений.

В этот раз, например, сейсмологи зафиксировали толчки амплитудой в 4,7 балла. А во-вторых, ядерные взрывы не обходятся без смертоносных выбросов. От вчерашних испытаний пострадала только территория КНДР. Но если взрывать будут более мощные устройства, то под угрозой заражения окажутся и прилегающие к Северной Корее государства.

Во-третьих, считает эксперт, Пхеньян вполне может войти во вкус и начать экспериментировать уже с ураном, что чревато не только для соседей КНДР, но для мира в целом. В этом случае речь пойдет о взрывах мощностью не в кило-, а в мегатонны.

В свою очередь, директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая в «урановые» перспективы Северной Кореи не верит. Эксперт не исключает, что КНДР получила у Пакистана центрифугу для выработки урана, но полагает, что в данной области у Пхеньяна «ничего не получилось».

Кроме того, ядерной угрозы России со стороны Северной Кореи аналитик не видит. Зато убежден, что после ядерных забав КНДР США, Китай и Япония с большим энтузиазмом возьмутся за развертывание систем противоракетной обороны (ПРО). Наша страна вряд ли будет участвовать в отлаживании сети, например, японских ПРО. И это, разумеется, не повысит настроение Москве.

При этом оба эксперта сошлись во мнении, что обещанная Совбезом ООН резолюция, бичующая КНДР, будет предельно жесткой. И оба признались, что не считают подобные методы воздействия на Пхеньян сколько-нибудь эффективными. «Санкции против КНДР существуют в виде резолюции 1718. Не исключаю, что они будут усилены, но не возлагаю особых надежд на то, что они сработают. Санкции имеют демонстрационный эффект – мир сообщает, что реагирует на КНДР», – признался Георгий Толорая.

А Владимир Евсеев заявил, что действенным методом давления на Пхеньян стали бы экономические ограничения. «КНДР – государство, которое самостоятельно существовать не может. Если внешняя помощь Китая будет прекращена, то в КНДР будет экономический коллапс», – говорит аналитик.

Впрочем, самым эффективным способом борьбы с ядерными экспериментами Пхеньяна эксперты называют обращение ядерных амбиций корейцев в мирное русло. Владимир Евсеев напомнил, что Северная Корея испытывает огромный дефицит электроэнергии. Единственный путь решения этой проблемы – строительство атомной станции.

«Атомная станция – нечто сакральное для КНДР», – согласился Георгий Толорая.

По словам Владимира Евсеева, Россия имеет опыт строительства легководных ядерных реакторов. И вполне могла бы стать основным подрядчиком на главной корейской стройке. При этом в обмен на возведение АЭС корейцы, считают эксперты, согласятся надолго забыть о ядерном оружии и других опасных испытаниях.

Другой вопрос, что финансировать строительство электростанции в одиночку Россия не будет. По словам Толорая, в работу должен включиться «шестисторонний механизм».

..............