Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

0 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
14 октября 2009, 11:43 • Политика

«Вернемся после встречи с президентом»

Оппозиция устроила демарш в Госдуме

«Вернемся после встречи с президентом»
@ РИА Новости

Tекст: Роман Федосеев

Пленарное заседание Государственной думы ознаменовалось скандалом. Все три оппозиционные фракции Госдумы: КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» – покинули в знак протеста зал заседаний нижней палаты парламента. Они считают, что в единый день голосования были допущены фальсификации в пользу «Единой России». Теперь оппозиционеры настаивают на встрече с президентом России, где обещают представить доказательства нарушений. Глава ЦИК Владимир Чуров назвал шаг депутатов политическим, а спикер Госдумы Борис Грызлов - «саботажем».

Пленарное заседание в среду началось с того, что подавляющее большинство членов фракции ЛДПР потребовали отмены результатов выборов, а также отправления в отставку глав целого ряда регионов. «Предложение одно: по всей стране пересчет голосов», – заявил глава комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский (ЛДПР).

Вы не дали нам высказаться. Мы тоже (как и ЛДПР) не признаем результатов выборов и покидаем зал

«Мы не признаем эти выборы. Партия «Единая Россия» обманным путем завладела голосами избирателей, с мошенниками мы не можем находиться в одном зале», – заявил вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, после чего все депутаты этой фракции демонстративно вышли из зала заседаний. «Мы вернемся только после встречи с президентом», – добавил Жириновский.

Как говорится в заявлении ЛДПР, поступившем в распоряжение газеты ВЗГЛЯД, члены партии собирались рассказать на заседании о «беспределе чиновников на местах, оказании давления на кандидатов и избирателей». «В Москве члены избиркомов в подавляющем большинстве отмечали крайне низкую явку, но чудесным способом к вечеру явка увеличилась. В единый день голосования производился вброс бюллетеней, подтасовка с помощью открепительных талонов и элементарный подкуп избирателей», – говорится в заявлении.

По словам жириновцев, на встрече с президентом России депутаты собираются доложить обо всех случаях фальсификации выборов и представить соответствующие материалы.

Следом за ними свой протест выразили и справедливороссы. Первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева в знак протеста против того, что председательствующий на заседании первый вице-спикер Госдумы от «Единой России» Олег Морозов прервал обсуждение повестки дня, на которое обычно отводится 30 минут, не дав выступить всем записавшимся депутатам, сказала, что эсеры также покидают зал пленарных заседаний.

«Вы не дали нам высказаться. Мы тоже (как и ЛДПР) не признаем результатов выборов и покидаем зал», – передает ее слова РИА «Новости».

Далее к двум оппозиционным партиям присоединились и коммунисты. «Мы не можем находиться в Госдуме до тех пор, пока власть, президент, не встретится с нашими фракциями», – заявил зампредседателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин. После этого представители левых сил также покинули заседание парламента.

Напомним, в единый день голосования 11 октября в 75 регионах РФ проходило около 7 тыс. выборов разного уровня. В трех субъектах: Республике Марий Эл, Тульской области и Москве – избирали депутатов законодательных органов власти. В Чечне и Ингушетии проходили первые в истории республик муниципальные выборы.

Практически на всех состоявшихся в воскресенье региональных выборах победу одержали единороссы. В среднем их результат колебался между 50 и 70%. В Москве ЕР набрала более 66%, причем кроме них в Мосгордуму прошли только коммунисты. Из 35 мест 32 в столичном парламенте заняли представители партии власти.

Председатель Центризбиркома Владимир Чуров назвал политическим решение трех оппозиционных фракций: КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – покинуть зал заседаний нижней палаты парламента в знак несогласия с итогами выборов 11 октября. «Я не комментирую. Это политика», – цитирует Чурова «Интерфакс».

Накануне он сообщил, что прокуратура уже рассматривает ряд материалов о нарушениях в ходе региональных выборов. В целом Чуров назвал прошедшее голосование успешным. По его словам, оно продемонстрировало реальную политическую конкуренцию в стране, а также подтвердило стабильность политической системы России.

В свою очередь, в «Единой России» поведение оппозиционеров назвали «саботажем». «Я возмущен произошедшим сегодня. Призываю своих коллег вернуться к конструктивному способу решения проблем. Чувство ответственности перед своими избирателями должно возобладать над эмоциями. Выборы уже позади, и популистские акции лишены смысла», - заявил спикер Госдумы Борис Грызлов.

«Я считаю, это единственный способ объяснить свою неудачу перед избирателями», - сказал первый замруководителя фракции «Единой России» Валерий Рязанский.

По его словам, низкий процент оппозиционных партий связан с тем, что они просто не смогли выставить кандидатов на всех выборах. Он напомнил, что распределялось 42,5 тыс. мандатов. «Единая Россия» выставила своих кандидатов в 95% случаев, оппозиционеры же в среднем выставляли в десять раз меньше кандидатов, то есть 3-4 тыс. кандидатов на 42,5 тыс. мест.

«Если из 42 тысяч выдвинуть только 10% - о каком результате ты хочешь мечтать? Нужно совершенствовать свою резервную скамейку», - посоветовал Рязанский. По его мнению, оппозиционеры недостаточно занимались своими резервными кадрами, что особенно на муниципальных выборах дало существующий результат.

При этом он отверг все обвинения в нарушениях со стороны единороссов. «Мы предвыборную кампанию вели корректно», - подчеркнул депутат. Комментируя предложения ряда парламентариев создать специальные комиссии по расследованию нарушений на выборах, Рязанский сказал, что не считает необходимым создавать такие комиссии. «Если есть у партий какие-либо претензии, то их нужно выдвигать и решать через избирательные комиссии и через суды», - предложил он.

Между тем в среду Госдума после демарша оппозиционных партий продолжила свою работу и даже приняла во втором чтении президентский закон об ужесточении ответственности за участие в ОПГ.

Комментарии экспертов

Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции
Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции
Дело в том, что это были выборы местного уровня, самого близкого к людям - региональные, муниципальные, поселковые. Они проходили там, где народ судит о деятельности партий не по громким заявлениям с трибуны Госдумы, а по конкретным делам, волнующим миллионы наших избирателей. Складывается ощущение, что наши оппоненты, сидя здесь в Москве, оторвались от народа и его проблем. И наши граждане, избиратели своими голосами дали этому оценку. Вместо того чтобы извлекать уроки из сложившейся ситуации, представители других фракций бегают из зала в зал, постоянно протестно голосуют за решения, которые выводят страну из кризиса. И что в итоге? Сокрушительное поражение на выборах и полное отсутствие доверия со стороны избирателей. /Пресс-служба «ЕР»

Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Леонид Радзиховский, политолог, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД
Такое поведение вызвано тем, что эти партии потерпели поражение абсолютно во всех регионах, то есть они не просто нигде не набрали большинства, но они практически везде получили голосов меньше, чем в предыдущие выборы.<br><br>Что касается причин, не знаю, были ли там какие-то фальсификации на выборах. В любом случае, если они и были, то они не имеют решающего значения. Причина в том, что бессмысленность этих партий, которые называют себя оппозиционными, не являясь никакой оппозицией, для всех давным-давно очевидна. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.<br><br>«Справедливая Россия» - вообще непонятно, что за партия. Она ни по одному политическому вопросу никогда не имеет другого мнения, чем власть. Какая же она оппозиция власти? Она просто конкурент «Единой России», но это не называется оппозицией власти.<br><br>ЛДПР? Не знаю, кто может после 15 лет существования этой шарашки считать всё это партией? Жириновского все считают клоуном, и за него голосуют просто смеха ради. Он и устраивает такие истерические сцены в Думе, чтобы поддержать свою клоунскую репутацию.<br><br>Единственный из всех них, кто мог бы, во-первых, считаться политической партией и, во-вторых, партией, имеющей свои альтернативные взгляды – это КПРФ. Но невероятная пассивность, трусость, инертность этой партии и персонально господина Зюганова привела в последние годы к тому, что их электорат всё время сжимается и сжимается. Он мало уменьшается, но всё-таки он уменьшается и уж точно никогда не увеличивается. Эта партия политических пенсионеров, да и голосуют за неё в основном пенсионеры. <a href="http://www.actualcomment.ru/theme/835.html" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>.

Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД, директор Института политики и государственного права
Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД, директор Института политики и государственного права
Подобные прецеденты с бойкотированием заседаний Госдумы были и в прошлом. А сделано это в первую очередь для собственного пиара, чтобы послать избирателям сигнал, что, дескать, мы не твари дрожащие, а право имеющие, и не позволим просто так вытереть о себя ноги. Второй момент – аппаратно-политический. В идеале они, конечно, хотят попасть к президенту и от него получить какие-то гарантии. Или получить гарантии от администрации президента относительно будущей выборной кампании. Тем более что следующая кампания будет гораздо серьезней, там речь будет идти уже о борьбе за восемь региональных парламентов, поэтому оказаться во время нее в такой ситуации, в какой оппозиция оказалась сейчас, ей не хочется. Это не те буйные, которые готовы долго протестовать. Так что закончится вся эта ситуация в лучшем случае тем, что фракции пригласят в администрацию президента, выслушают, посочувствуют, проведут психотерапевтические беседы, после чего они благополучно вернуться в зал заседаний. /ВЗГЛЯД

Валерий Федоров, директор ВЦИОМ
Валерий Федоров, директор ВЦИОМ
Я не вижу какого-то ЧП по сравнению с тем, что происходит в других парламентах, что в украинском, что в тайваньском. Много примеров в южнокорейском, где баррикадируют трибуны, не дают вести заседание. Причем всегда сами парламентарии это делают. У нас все это выглядит сверхцивилизованно. Поэтому катастрофы я не вижу, хотя печально. На вопрос, почему такое произошло, очевидно, надо отвечать оппозиционерам, почему в годину кризиса, когда власти везде теряют по миру теряют проценты, рейтинги, где уходят в отставку, у нас все происходит наоборот. И аргумент, что у нас такая система «авторитарная» не работает, потому что на этих же самых выборах в целом ряде регионов оппозиционеры не просто прошли, стали депутатами и мэрами, а даже серьезно усилили свое представительство в органах власти по сравнению с прошлыми выборами. Возьмите Южно-Сахалинск, возьмите Благовещенск, возьмите результаты выборов мэра Астрахани, где очень солидно выступил Олег Шеин от «Справедливой России». Возьмите ряд городов в Московской области, где мэрами тоже стали представители «Справедливой России». А в Москве, которая была главным кушем этих выборов, ничего подобного не произошло. Более того, представительство оппозиции в парламенте только сократилось. Это, конечно, огромное разочарование для оппозиции и это вопрос, где же вы были, почему же это произошло? Все списывать на то, что у нас сверхжесткий взгляд на систему, тоже не получается. Напомню, что в этот раз проходной барьер был снижен с 10 до 7%. Я думаю, что причина такого сюрприза неприятного для оппозиции была такой: она думала, что власть ей свалится в руки – вот катится колобок, он докатится до лисы. Он не докатился. Потому что для московской власти, для Лужкова эти выборы были таким вот решающим моментом в его политической карьере. В зависимости от их результата она либо продолжится, либо закончится. Именно поэтому Лужкову была нужна не просто победа, очевидно, что если бы даже «Единая Россия» ничего не сделала бы, то она все равно набрала бы большинство голосов. А ему нужна была оглушительная победа. Победа с огромным преимуществом. И он этой победы добился. Он действительно вложился в эту кампанию по полной. Он возглавил список. Он организовал весь аппарат власти. Он использовал все особенности нынешней социально-политической ситуации. В частности, нежелание избирателей в Москве не ходить на выборы. То есть тот самый феномен низкой явки. Он сделал все возможное и невозможное. А что сделала оппозиция в Москве такого выдающегося? Одна оппозиционная партия скандалила с другой как «Справедливая Россия» с «Яблоком», пытаясь взаимно снимать друг друга. То ли поставила как КПРФ в списки одномандатников людей, которых никто не знает. Единственным человеком, которого более или менее москвичи знают из всего списка КПРФ, был Губенко. Все остальные просто неизвестны. Чем еще отличилась оппозиция? Тем, что экономика была наглядной агитацией? Чем отличилось ЛДПР? Обвесило всю Москву плакатами со светлым ликом Жириновского, которого никто, как московского политика не воспринимает и даже в страшном сне никому не приснится, что Жириновский пожертвует федеральной карьерой ради столицы. То есть оппозиция думала, что результат гарантирован. Он оказался не гарантирован. А вот что-то сделать для того, чтобы результат был действительно солидный, не получилось или не захотелось. Или понадеялись, что и так все будет нормально. Поэтому, конечно, разочарование очень горькое, очень жестокое. И эмоции, вызванные им, в общем-то понятны. /ВЗГЛЯД

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
При всем том, что на этих выборах «Единая Россия» получила доминирование, есть ряд спорных моментов, таких как выборы мэра Дербента, отказ в регистрации кандидатов от оппозиции в Южно-Сахалинске и Салехарде и, конечно, итоги выборов по Москве, не получившие однозначной оценки среди политиков и экспертов. Сейчас перед тремя партиями стоит общая задача – продемонстрировать неприятие той ситуации, которая сложилась на выборах в Мосгордуме с явкой и конечными итогом голосования, сильно отличающимися от данных экзит-поллов. С другой стороны, каждая партия преследует свой резон. Так, в наиболее болезненной ситуации оказалась ЛДПР, фактически ассистировавшая «Единой России» в регионах и не получившая за это никаких бонусов. Теперь многое зависит от позиции президента, ранее делавшего реверансы в сторону этих парламентских партий. И здесь возможен конфликт правовой и политической логики: признание выборов в Дербенте и Москве противоречит первому, хотя с точки зрения последней для власти велик соблазн их признать. /ВЗГЛЯД

Александр Ципко, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН
Александр Ципко, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН
Я к этому отношусь с юмором. Все это очень несерьезно. За всей этой акции нет желания признать самую главную правду. Первое. Народ хочет стабильности, какая она есть. Для населения, кто пришел на выборы, «Единая Россия» знак этой стабильности, знак того, что не будет хуже. Эти люди не понимают или не хотят понять современную российскую психологию. Да, недоверие к власти большое. Это правда. И сам тот факт, что на выборы не приходит 65% населения, говорит о серьезной вещи. Есть недоверие к самой процедуре. Но российское сознание противоречивое. Это издержки стабилизации. С одной стороны, они не верят, что выборами что-то можно изменить, но с другой стороны, в массе население все-таки поддерживает сложившейся статус-кво, поддерживает Путина, Медведева и не хочет резких изменений. В этих условиях оппозиция вряд ли может рассчитывать на большее, чем она имеет. Вот Зюганов, по-моему, имеет максимум, что он может иметь в нынешней ситуации. Жириновский должен молить на Бога за то, что он получает. Феномен Жириновского, как феномен партии в одном лице, как партии, которая существует за счет театральной способности своего лидера, вообще в нормальном бы обществе не имел права на существование. Выходить Жириновскому на улицу или делать публичные демонстрации по-моему крайне неразумно. Далее «Справедливая Россия». Я думаю, что там тот факт, что люди поверили в возможность в оппозицию понарошку, то есть в оппозицию, которой руководить второе лицо в государстве, это тоже является чудом. Кстати, это позитивный факт. Это говорит о том, что в нашей стране можно создать системную оппозицию. Поэтому мне думается, сам этот выход – демонстрация слабости, демонстрация бессилия. Нет сил и, наверное, нет серьезных условий для серьезного разговора о совершенствовании политической системы. А с другой стороны, надо привлечь внимание избирателей к себе в надежде на новые выборы. Все это делается для того, чтобы на грядущих парламентских выборах не потерять уже эти 7% и не оказаться за бортом. /ВЗГЛЯД
..............