Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

7 комментариев
21 августа 2008, 20:45 • Политика

Ключи от Ближнего Востока

Россия вошла в игру за влияние на Ближнем Востоке

Ключи от Ближнего Востока
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юлия Малышева, Москва
Борис Слуцкий, Ганей-Тиква

Приехав в Сочи на переговоры с Медведевым, президент Сирии Башар Асад включился в турнир, победителю которого достается влияние на Ближнем Востоке и, соответственно, бонусы международного престижа. Основных игроков, правда, не двое, не трое, а сразу четверо. В одном клубке переплелись война в Грузии, поставки оружия с Сирию и Грузию, безопасность Израиля, амбиции Вашингтона и, разумеется, Москвы. И у Медведева сейчас есть хорошие шансы сорвать главный приз.

В интерпретации грузино-осетинского конфликта официальный Дамаск встал на сторону России, заявив о поддержке действий Москвы, направленных против «провокации со стороны Тбилиси».

Асад, как и многие другие, пытается натравить нас на американцев, чтобы перетянуть в ближневосточном регионе одеяло на себя

Позицию сирийских властей в четверг лично озвучил президент Башар Асад, прибывший на переговоры с Дмитрием Медведевым.

«Хочу выразить поддержку России в ситуациях вокруг Абхазии и Южной Осетии. Мы понимаем суть российской позиции и считаем, что ее военная реакция – это ответ на провокацию со стороны Грузии», – заявил Асад перед началом переговоров.

По словам сирийского лидера, Дамаск ценит «мужественное решение руководства России» по выводу войск из региона и выступает против «каких-либо попыток очернить Россию», в частности – неправильной трактовки ее позиции.

Что касается самого конфликта, он, полагает сирийский лидер, по сути очень похож на ближневосточный, в разрешении которого Москве отводится одна из основных ролей.

«Сирия стремилась и продолжает стремиться развивать исторические, стратегические отношения между нашими странами, которые всегда были нацелены на то, чтобы сохранить интересы безопасности во всём мире. Мы знаем, что вы поддержали наши усилия в контактах с Израилем, и нас интересует, какую поддержку и помощь вы можете оказать в плане дальнейшего продвижения этого процесса», – цитирует слова Асада ИТАР–ТАСС.

Дмитрий Медведев, со своей стороны, Асада за поддержку поблагодарил. «Мы благодарны Сирии за поддержку в вопросе, связанном с недавним конфликтом с грузинской стороной, которая совершила агрессию в Южной Осетии», – заявил президент России и предложил коллеге подробно обсудить все возникшие за последнее время проблемы.

Глава государства также отметил, что российско-сирийские отношения развиваются уверенно, а товарооборот между странами увеличивается двойными темпами. Нетрудно предположить, что увеличивается он в основном за счет поставок российского оружия, за новой партией которого, собственно, и приехал Асад.

Последнее обстоятельство заставляет Израиль изрядно понервничать. К примеру, накануне встречи с сирийским президентом Дмитрий Медведев имел телефонный разговор с премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом, главной темой которого стал вопрос вооружения Дамаска.

Договориться, судя по всему, почти удалось. Как сообщает израильская газета «Маарив», Ольмерт попросил Медведева не снабжать Сирию суперсовременным оружием, дабы не нарушать хрупкое равновесие на Ближнем Востоке.

Собственно говоря, этот разговор должен был состояться около трех недель назад, но прямые контакты между лидерами двух стран были прерваны из-за кавказской войны. Как бы там ни было, глава МИДа РФ Сергей Лавров подтвердил, что речь сейчас может идти только о поставках в Сирию оборонительного вооружения, которое «не нарушит стратегический баланс в регионе».

Но в ответ российский президент дал понять Ольмерту, что Москва рассчитывает на участие Иерусалима в ближневосточной мирной конференции, которая – теоретически – должна пройти в российской столице в ноябре этого года. Именно Московская конференция, а отнюдь не новый военный контракт с Дамаском, и является ключевым моментом во всей этой истории.

Очевидно, что Эхуд Ольмерт своим звонком сделал попытку упредить Башара Асада, благо эксперты настаивают: сирийский президент все-таки попытается договориться о покупке ракетных комплексов «Искандер-Э» и систем ПВО «С-300». Вполне возможно, что в качестве ответного жеста он предложит Москве расположить на территории его страны военно-морскую базу РФ, так что поддержка по «грузинскому вопросу» далеко не самый вкусный пряник Дамаска.

Россия и ранее поставляла оружие в Сирию, но гораздо меньшей мощности. Но после Второй Ливанской войны, когда «Хезбалла» имела на вооружении современное российское оружие (в регион оно поступает только для сирийской армии), тема военного сотрудничества между Москвой и Дамаском крайне болезненно воспринимается Иерусалимом. Положение усугубилось после возникновения военно-политической оси Тегеран–Дамаск–«Хезбалла», которой Израиль опасается с полным на то основанием.

Для встречи в Сочи у Башара Асада явно были припасены несколько сильных аргументов в пользу того, чтобы мнение Иерусалима проигнорировали. Главным из них является никем не отрицаемый факт очень тесного сотрудничества между Израилем и США в военной и политической области. Кроме того, очевидно всплывет факт продажи оружия израильским концерном военной промышленности Грузии и наличием на рынке израильских компаний услуг по обучению и подготовке грузинской армии (правда, частного, а не государственного характера). В конце концов, некоторые министры правительства Саакашвили имеют гражданство еврейского государства.

В общем, сирийский президент готов к возникновению противоборствующих политических блоков, как это было два десятилетия назад, и четко определяет место Сирии в этих конструкциях.

Положение Эхуда Ольмерта гораздо сложнее. Срок его руководства страной может закончиться уже в ближайшие недели, ввиду чего у Москвы есть резон подождать для достижения серьезных договоренностей более релевантную фигуру. Более того, у главы израильского правительства не существует никаких рычагов, дабы прекратить сотрудничество частных фирм с любым государством, кроме случаев, когда данные государства признаны враждебными Израилю законодательно, что к Грузии не относится.

Наконец, активно разворачивающийся политический конфликт РФ с США может втянуть в свою орбиту и Израиль уже чисто психологически (и понятно, на чьей стороне), даже если Иерусалим попытается «увернуться». Все же сложившиеся стигмы в международных отношениях слишком сильны с обеих сторон, да и десятилетия конфронтации просто так не выкинешь из истории взаимоотношений.

Плюсов у Ольмерта гораздо меньше, правда, один из них очень значительный. Израиль сразу прекратил поставки в Грузию, как только разгорелся конфликт в РЮО, и российская сторона данного факта не могла не отметить. Кроме того, ни разу, ни на каком официальном уровне Иерусалим не пытался встать на сторону Тбилиси и осудить действия Москвы. А СМИ в еврейском государстве правительством не контролируются, поэтому их соображения во внимание принимать не стоит (да и очень разные в них звучали соображения).

Главным же козырем Ольмерта, безусловно, является Московская конференция, намеченная на ноябрь месяц. Москва и ранее связывала с данным мероприятием большие надежды, сегодня же интерес России к нему значительно усилился. В ноябре уже определится будущий президент Соединенных Штатов, но еще останется несколько месяцев до его вступления в должность и выработки внешнеполитической линии. Более того, саму эту линию необходимо будет вырабатывать уже с учетом документов, принятых на саммите. Так что, у Москвы за время вынужденного простоя Америки будет возможность выбрать темп и значительно потеснить Штаты с того игрового поля, каким сейчас является Ближний Восток. А это, безусловно, отольется в монету международного престижа и геополитического влияния в регионе. Скажем больше, в первоочередном регионе для Соединенных Штатов.

Неслучайно Вашингтон не посчитал возможным скрыть свое раздражение фактом переговоров между Москвой и Дамаском. «Сирии лучше было бы сосредоточиться на том, как ей сыграть позитивную роль в своем собственном регионе. Именно этого ждет международное сообщество», – прокомментировал визит Асада в Россию официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Роберт Вуд.

Что в данный момент движет госдепартаментом – опасение утратить влияние в регионе или традиционное неприятие контактов Москвы по «оси зла» – сказать сложно. Впрочем, полагают эксперты, беспокойство, что Россия договорится со странами Ближнего Востока «вместе дружить против Америки», пока преждевременно.

«Асад, как и многие другие, попытается натравить нас на американцев, чтобы перетянуть в ближневосточном регионе одеяло на себя. Однако у нас прагматичное руководство, идеологически не озабоченное и не рвущееся доказать американцам, что мы круче», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Но чьи все-таки козыри – Иерусалима и Дамаска – перевесили, покажет время. Очевидно, что знание это не возникнет в ту минуту, когда Башар Асад покинет Сочи.

..............