Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 июля 2008, 07:56 • Политика

Моральный кодекс строителя капитализма

Готовится моральный кодекс строителя капитализма

Моральный кодекс строителя капитализма
@ Артём Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Елена Пацар

В среду на заседании Столыпинского клуба, состоявшемся в рамках IV ежегодного Конгресса национального бизнеса России, предприниматели и эксперты обсуждали проблемы этики бизнеса. Оглядываясь на исторический опыт и обозревая современную практику, они пытались найти ответ на вопрос, каким должен быть моральный облик предпринимателя. Не нашли, но выяснили много интересного.

В среду в столичном Экспоцентре бизнесмены со всей страны встретились на IV ежегодном Конгрессе национального бизнеса под лозунгом «Пора предпринимать!». Конгресс, организованный общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и партией «Единая Россия», поставил перед собой задачу обсудить вопросы и проблемы развития массового бизнеса и переход к инновационной модели экономики.

Наряду с 7 правилами ведения честного бизнеса в дореволюционной России существовало и «12 способов обвеса и обмера

Председатель «Деловой России» Борис Титов накануне в интервью газете ВЗГЛЯД заявил, что в новых экономических и политических условиях России нужен и новый бизнес – основывающий свою работу на принципах морали и нравственности.

Вопросам уместности и совместимости таких понятий, как «бизнес» и «нравственность», было посвящено включенное в программу конгресса 8-е заседание Столыпинского клуба – дискуссионной площадки, созданной в 2006 году по инициативе Бориса Титова, депутата Госдумы Михаила Емельянова и заместителя главного редактора газеты ВЗГЛЯД Юрия Гиренко.

Тема, избранная для обсуждения, вызвала интерес не только среди предпринимателей, но и у политиков – среди тех, кто посетил заседание клуба (не выступая, но внимательно слушая), был ряд депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, видных чиновников и партийных функционеров, вплоть до первого заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова.

Модератором заседания клуба, как обычно, был телеведущий Максим Шевченко. Уверенной походкой прохаживаясь по сцене, которую украшал большой баннер с эмблемой конгресса «Пора предпринимать!», Шевченко напомнил, что Столыпинский клуб создан при поддержке «Деловой России» «для содействия развитию гражданской активности и социальной ответственности российского делового сословия – предпринимателей и менеджеров, работающих в перерабатывающем несырьевом секторе российской экономики».

Что касается заявленной темы заседания – этика бизнеса, – Шевченко отметил, что она «если и проговорена, то на полутонах и полунамеках». Для затравки модератор – профессиональный историк – сделал экскурс в прошлое. «Готовясь к мероприятию, мы с коллегами нашли принятый в 1912 году российским бизнес-сообществом свод принципов ведения бизнеса из 7 пунктов», – сообщил он.

И прочел документ, в котором были зафиксированы такие принципы, как уважение к власти, частной собственности, честность и правдивость, верность слову, привычка жить по средствам, целеустремленность. По мнению модератора, эти установки во многом существуют и сегодня.

«Сегодня бизнес ассоциируется с безнравственностью, но мы знаем, что большинство бизнесменов являются моральными, нравственными и готовыми играть по правилам», – считает Шевченко.

Что означает понятие «этика бизнеса», постарался сформулировать предприниматель, член Общественной палаты и сопредседатель «Деловой России» Евгений Юрьев. Прежде всего он развеял миф о том, что в России к бизнесу относятся как-то особенно плохо. Согласно социологическим опросам, в России к бизнесу относится положительно чуть ли не половина граждан – 42%, тогда как в Германии – только 35%. Даже в насквозь буржуазных Соединенных Штатах Америки цифра ненамного больше – 58%.

Тем не менее в нашей стране достаточно сильно убеждение, что «вести бизнес честными способами невозможно». Здесь Юрьев выдвинул тезис, не показавшийся многим участникам бесспорным: что зарабатывать деньги по-честному не только можно, но и выгодно. Он привел цифры, согласно которым у этичных компаний прибыль составляет 500%, в то время как у неэтичных она практически не растет. «Очевидно, что бизнесу выгодно быть этичным», – пришел к выводу Юрьев.

Исходя из этого, Евгений Юрьев выдвинул лозунг: «Примат служения над обогащением». «Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли!» – заключил докладчик.

Некоторым диссонансом к патетике Юрьева прозвучали слова генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова. Он напомнил, что наряду с приведенными Максимом Шевченко 7 правилами ведения честного бизнеса в дореволюционной России существовало и «12 способов обвеса и обмера».

В то же время Орлов согласился, что сегодня российский бизнес существенно изменился по сравнению с 90-ми годами. Тогда бизнесмены руководствовались такими правилами, как максимилизация выгоды и отсутствие каких-либо ограничений. И воспринимали они самих себя с большой, заглавной, буквы независимо от того, как на них смотрели другие.

Эхо 90-х существует и поныне, сказываясь на восприятии бизнеса обществом. «Но сейчас ситуация меняется», – согласился Орлов. И этой положительной тенденцией надо управлять изнутри, сформулировав для бизнеса ясную повестку дня.

«Главное для бизнеса – диалог с властью», – подытожил Дмитрий Орлов свое выступление, заметив, что в такой паре бизнес сможет быть нравственным. Максим Шевченко усомнился в выводе политолога и попытался узнать у других участников клуба, что они думают о нравственности в бизнесе. Разброс мнений оказался весьма широким.

Президент еврейского бизнес-клуба Сергей Сладков предложил простой рецепт для честного и нравственного бизнеса: стать открытым. А общество в свою очередь должно открыться навстречу бизнесу. И вот тогда, в этих объятиях, будет достигнут апогей моральности в бизнесе...

Исполняющий обязанности секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Георгий пояснил, что церковь считает нравственным все то, что не портит человека. Соответственно, богатство само по себе не морально и не аморально – все зависит от того, как оно употреблено...

Протестантский пастор Владимир Ряховский уверен, что нравственность и мораль зарождается в семье. Поэтому все дело в том, как сызмальства воспитываются будущие бизнесмены...

Сами предприниматели моральный облик своего сообщества оценили весьма критично. Один из участников дискуссии напомнил о таких новорусских забавах, как салюты для подруг в два часа ночи и прогулки на яхтах. «Лучше будет, если бизнесмены будут устраивать этот салют где-нибудь на Сейшелах. Тогда наш бизнес станет нравственным», – с невеселым ехидством отреагировал на эту реплику Максим Шевченко.

Припомнили предприниматели своим собратьям и «пирожки из кошек и собак», которые отравляют жизнь не одному человеку. Правда, все тот же Максим Шевченко, ссылаясь на корейцев, подметил, что дело вовсе не в начинке выпечки, а в способе приготовления пирожков...

Дискуссия продолжалась почти три часа. Вспоминали благотворительность и рейдерство, образцы благородства и примеры «кидалова», социальную ответственность и отношения бизнеса с народом, «категорический императив» Иммануила Канта и «протестантскую этику» Макса Вебера. Но тезис Евгения Юрьева о выгодности этичного ведения бизнеса так и не опровергли. Как и не подтвердили.

Подводя итоги обсуждения, Борис Титов поддержал высказанную несколькими участниками дискуссии мысль о нужности этического кодекса предпринимателя. И заверил, что «Деловая Россия» будет всеми силами продвигать принципы ответственности, морали и нравственности в бизнесе. Хотя и не выразил уверенности в том, что результат будет достигнут.