Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 ноября 2008, 15:00 • Политика

Александр Торшин: «Россия и Грузия помирятся»

Александр Торшин: «Россия и Грузия помирятся»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Бавырин

С момента окончания военных действий в Южной Осетии прошло уже три месяца, но информационный фронт открыт до сих пор. О том, как Россия отыгрывает у Грузии потери в информвойне, какую роль сыграл в этом фильм «Война 08.08.08. Искусство предательства», и о возможном примирении с народом Грузии в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал первый вице-спикер Совета федерации, глава парламентской комиссии по расследованию событий в Южной Осетии Александр Торшин.

– Александр Порфирьевич, я знаю, вы видели фильм Russia.ru «Война 08.08.08. Искусство предательства». Как вы его оцените?

Грузинское руководство хочет обладать монопольным правом на истину, но этим правом не обладает никто

– Уже 12 августа я находился в Цхинвале, видел все, что там произошло, и могу утверждать, что фильм создан по-настоящему реалистично. Может быть, это не вся правда, но то, что показано, – это правда. Можно было бы, конечно, и добавить каких-то кадров, но мне кажется, что ужасов и так достаточно на экране. А то, что вы показали, это действительно имело место быть. И, мне кажется, это удачный ход.

– Вы в курсе, что киевская премьера фильма была сорвана? Причем организатор показа с украинской стороны – депутат Верховной рады Валерий Коновалюк – был вызван на допрос в СБ Украины, в том числе в связи с этим фильмом. Его подозревают в разглашении гостайны и распространении сведений, порочащих репутацию государства, одновременно.
– В этом фильме не было никаких государственных тайн. Удивляет низкая квалификация украинских юристов, если они действительно этим занимаются. Разглашение гостайны выглядит совершенно по-другому. Это и документы соответствующие, и контракты, и прочее. Таких «разглашений» в любой украинской газете навалом. Поступок говорит сам за себя. В нашем великом русском языке есть соответствующая поговорка – «чует кошка, чье сало съела».

– Чего же Ющенко так боится? Почему он, по утверждению Коновалюка, препятствует показу этого фильма?
– Ющенко боится той информации, по которой к нему, безусловно, будут вопросы и соответствующие депутатские запросы. Кроме того, Ющенко панически боится собственного народа. До него только сейчас стало доходить, что он пытается вбить клин между братскими славянскими народами и помогает разойтись нам с грузинским народом. А с грузинским народом у России серьезные долгие узы братства. У Ющенко и так сейчас рейтинг не очень высокий, мягко говоря. Ну а когда такой фильм будет показан, разочарование в нем будет только увеличиваться.

– Кстати, на днях еще и от Тбилиси пришла первая официальная реакция на фильм. Госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили назвал его «шедевром инсинуаций» и пообещал «ответить на дезинформацию правдой».
– Это очень хорошо, очень похвально. На его исторической родине, в Израиле, тоже этот фильм нужно показать и посмотреть, как там на него отреагируют. У Якобашвили же двойное гражданство. Я не знаю, насколько израильское общество готово к тому, чтобы узнать, что делает этот человек. Грузинское руководство хочет обладать монопольным правом на истину, но этим правом не обладает никто. Что ж, высказывания Якобашвили очень «демократичны». Это в духе той самой грузинской «демократии», которую они насаждают.

– А вы в принципе согласны с распространенным тезисом, что хотя Россия и выиграла военную операцию в РЮО, но проиграла войну информационную?
– Тут несколько моментов. Во-первых, сыграла наша ментальность. Ну, тяжеловато нам даются подлые поступки – это славянская, православная, христианская ментальность. Дескать, мы правы, поэтому не нужно нам ни оправдываться, ни пропагандировать. Во-вторых, как видно, к военному противостоянию мы готовы, а где наша информационная армия, где наша информационная дивизия? Где наши подвижные группы? Поэтому к информационному противостоянию мы были технически не готовы. У нас нет своего CNN, у нас нет своих глобальных медиа-империй. Надо извлекать уроки и создавать эти инструменты. Была такая песня у Высоцкого – «Профессионалы». «И с ними лет двадцать кто мог потягаться? Как школьнику драться с отборной шпаной? Но вот недавно их козырь главный – уже не козырь, а так, пустяк. И их оружьем теперь не хуже их бьют. К тому же на скоростях!» Словом, как и в хоккее, надо учиться. Действительно, в первое время были проблемы с настоящей такой, циничной наглостью американских СМИ. Но научимся. Бизнесмены же наши сейчас на равных соперничают и конкурируют на мировом рынке.

– На государственном, законодательном уровне можно было бы поспособствовать созданию этой «информационной дивизии»?
– Конечно, можно. Здесь идет речь о нормальной информационной политике. Кстати, недавно в журнале «Военные мысли» анализировалась военно-информационная доктрина США, и там именно все эти идеи и описывались. Хотя, скажу я вам, не все от законов зависит. Должен быть и переворот какой-то в умах. Ведь почему, например, у англосаксов все так хорошо развивается в плане информационного противодействия? У них есть поговорка «Права она или нет – это наша страна». И нам бы тоже надо взять ее на вооружение.

США – это империя. Евросоюз – это империя XXI века. И Россия должна быть империей

– По поводу «переворота в умах». Методы?
– Не надо быть такими легковерными. Перед развалом СССР нам взахлеб говорили: «русские – люди великой души», «русские – самая лучшая на свете нация», «русские добродушные». Поверили, сопли распустили, и как-то не заметили, что у нас шарят по карманам вовсю. Хорошо, что спохватились. И что? Схватили одного за руку, и опять «империя зла», русские – твари последние, они бедную-несчастную Грузию кошмарят, напали не то исподтишка, не то из-под коряги, навалились всей мощью российской армии (58-я армия не вся мощь российской армии). До тех пор, пока нас дурили, вешали лапшу на уши, гладили по головке и в это время кое-что выносили из дома, мы были хорошие. Как только мы показали силу, все поменялось. Да, 58 армия – это аргумент, у нас не одна такая армия. Вообще, нам империю надо возрождать. Империю не в ругательном смысле, а в положительном, а то сделали из этого слова какой-то ярлык. Посмотрите: США – это империя. Евросоюз – это империя XXI века. И Россия должна быть империей, в которой человеку комфортно вне зависимости от того, какой он – белый, черный, красный. Он прежде всего гражданин империи, а уже потом русский, осетин, ингуш и т. д. И в Южной Осетии мы дрались за своих, за граждан Российской Федерации. А уж если будут граждане РФ, то и империя будет. Вот есть еще одна империя – КНР. Они проводят очень интересную политику – вообще не реагируют на критику Запада. Хороший выбор.

– КНР отвечает взаимностью…
– Смотрите, например, какое-то агентство с каким-то странным названием Moody’s вдруг понижает нам инвестиционный рейтинг. Ай-ай-ай, караул. Кое-кто в штаны наложил от страху. А я бы вот в Урюпинске бы организовал свое агентство – «Замудис» или «Промудис», чтоб все смеялись, и понизил бы рейтинг США ниже Камбоджи. Я считаю, что каждый должен жить своим умом, держаться за свою землю. Если у тебя есть завод – держись за заводскую трубу. Все будет хорошо, если, конечно, труба качественная. Если ты выпускаешь гвозди, деготь, лапти, то ты уважаемый человек. А если бумажки зеленые печатать, надувать всякие финансовые пузыри, то это и кончается кризисом. Мы совершенно самодостаточная страна, вот и будем держаться за наши трубы, наши реки.

– Последний вопрос. Как «братский народ» грузины для нас потеряны навсегда?
– В этой связи я бы вспомнил войну с Финляндией 1940 года. После неё казалось, что все, мы с финнами навеки враги. Но потом в Финляндии к власти пришли нормальные люди, поняли, что Россия – очень удачный экономический партнер. Жить-то, оказывается, рядом с таким соседом вольготно. И в Грузии будет так же. А я был в Грузии в июле прошлого года, съездил в Кахетию – там перепроизводство вина хорошего кахетинского. Саакашвили обещал, что американцы и украинцы его купят. Что-то незаметно. Если бы он не устроил это безобразие в Южной Осетии, народ в Грузии вновь вышел бы на улицы. А Россия же – самый хороший рынок для грузинского вина. В результате развала СССР мы ж без вина остались. Хлебаем сейчас какое-то чилийское, французское... Грузинское мы бы купили, мы его любим. И жили бы они намного лучше, если бы не идиотская политика этого чудака Саакашвили. И я думаю, со временем все нормализуется. Напоследок я бы пожелал этим двум домашним заготовкам США – Ющенко и Саакашвили – всего хорошего. Одному уехать в Голландию, где место жительства жены, другому – в США, по месту её гражданства. Я думаю, у них будет счастливая семейная жизнь. А удержаться у власти у них шансов нет.