Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 мая 2007, 16:59 • Политика

Спасти либерализм от либералов

Леонтьев и Глазьев спасают либерализм от либералов

Спасти либерализм от либералов
@ newsland.ru

Tекст: Михаил Тюренков

Антилиберальные эксперты обсудили, но не осудили либерализм. Социалисты и консерваторы отказали российским либералам в праве называться либералами. Либеральный политик выпал из дискурса. Преодоление «либерализма» 90-х необходимо во имя либеральной идеи.

В среду в конференц-зале делового центра «Александр-Хаус» под председательством декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимира Добренькова состоялся круглый стол «Преодоление либерализма», организованный Фондом имени Питирима Сорокина.

Наш «либерализм» – это постмарксизм с неизменно присущей ему смердяковщиной: антирелигиозностью и презрением к собственному народу

«Нужна ли современной России идеология? Если да, то какая именно? Возможно ли одновременное сосуществование в государстве нескольких идеологий или необходима единая? В чем заключалась идеологическая составляющая российских реформ 90-х годов и необходимо ли ее преодолеть?» – такие вопросы поставил в среду перед участниками круглого стола «Преодоление либерализма» декан соцфака МГУ Владимир Добреньков, достаточно широко и отчасти скандально известный своими последовательно антилиберальными воззрениями.

Между тем тон дискуссии, изначально достаточно критично настроенной по отношению к идеологии политического либерализма и либеральной демократии в целом, отнюдь не привел к тому, что круглый стол превратился в банальное запинывание и без того уже на протяжении четырех лет лежащих на обочине российской политической жизни либералов. Диспут прошел в достаточно конструктивном русле. И лишь выступление члена Федерального совета СПС Бориса Надеждина, приглашенного в качестве оппонирующей стороны, было окрашено в эмоциональные тона и, в силу крайне слабой аргументации и малой информативности, фактически выбивалось из контекста дискуссии.

Депутат Государственной думы экономист левого толка Сергей Глазьев, достаточно неожиданно дистанцировавшись от политических штампов и клише, академично и сухо изложил экономическую составляющую либеральной идеологии. Он четко дал понять, что в России в 90-е годы отнюдь не было никакого либерализма. Под последним понималась лишь идеологическая ширма для широкомасштабной коррупции.

Поскольку же о базовом основании либеральной экономики – свободной конкуренции – не могло идти и речи, то речь в данном случае может идти лишь о квазиидеологии криминального либертарианства, ответственность за которую обязано нести на себе в том числе и руководство СПС.

Выступление главного редактора журнала «Профиль», телеведущего и консервативного публициста Михаила Леонтьева при желании можно было бы назвать «последним гвоздем в крышку гроба либерализма». Один из самых выдающихся современных публицистов-государственников, словно скальпелем хирурга, препарировал экономическую, политическую и аксиологическую (ценностную) составляющие того феномена, который сегодня принято называть современным российским либерализмом.

Согласившись с тезисом Глазьева о том, что к подлинному экономическому либерализму это явление не имеет никакого отношения, Леонтьев прямо назвал «идеологию» 90-х годов «легитимизацией воровства». Помимо этого он напомнил, что те, кто сегодня наиболее активно выступает за «свободу слова», в прошлом десятилетии столь же активно осуществляли контроль над медиаресурсами, партиями и выборами, подчиняя их собственным полукриминальным бизнес-задачам.

Те же люди, которые сегодня утверждают, что подъем российской экономики возможен исключительно при помощи ее либерализации, по мнению Леонтьева, откровенно лгут, поскольку для столь необходимой сегодня модернизации российской экономики как раз-таки либерализм наиболее вреден, поскольку ставит ее в заведомо неконкурентные условия.

Не менее ярким и более глубоким оказалось выступление известного философа и политолога профессора Александра Ципко, который первым выделил именно идеологическую составляющую современного российского либерализма. По мнению профессора, то, что сегодня принято именовать подобным образом, к классическому либерализму не имеет решительно никакого отношения.

«Наш «либерализм» – это постмарксизм с неизменно присущей ему смердяковщиной: антигосударственничеством, антирелигиозностью и презрением к собственному народу, порой доходящим до социал-дарвинизма», – отметил Ципко.

Дальнейший ход дискуссии лишь подтвердил тезис, озвученный в названии круглого стола. Да, преодоление того феномена, который в течение 90-х годов стало принято именовать современным российским либерализмом, крайне необходимо. И в первую очередь это необходимо именно для того, чтобы базовым ценностям экономической и политической свободы, ограниченной ответственностью, базирующейся на традиционных нравственных императивах, было возвращено то их подлинное значение, которое одновременно разделяют как консерваторы, так и те либералы, которые не лишены чувства почвы.