Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

26 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

13 комментариев
23 мая 2007, 09:01 • Политика

Право на русский язык

Право на русский язык
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков, Юлия Малышева

На следующей неделе в Москве состоится международная конференция по статусу русского языка за рубежом. В ее преддверии представитель МИД России заявил, что министерство крайне обеспокоено сокращением программ по изучению русского языка в бывших союзных республиках. Однако наше государство, судя по всему, ничем не может помочь русскоязычному населению и предлагает им самостоятельно отстаивать свое право на родной язык.

В конце мая в Москве состоится конференция по статусу русского языка за рубежом.

Наши соотечественники живут вне языковой среды и могут утратить связь с Россией

Как рассказал во вторник журналистам глава Департамента МИД России по работе с соотечественниками за рубежом Александр Чепурин, подобные конференции прошли уже во всех странах ближнего зарубежья.

«В предстоящем мероприятии примут участие 55 представителей бывших советских стран, а также представители 11 стран дальнего зарубежья», – сказал он. Экспертам предстоит выработать шаги, которые помогут русскому языку не затеряться на просторах других государств, в особенности там, где русские составляют значительный процент жителей. А таких стран, по словам Чепурина, по-прежнему много.

«Всего в странах ближнего зарубежья проживает около 18 млн русскоговорящих людей, а в других государствах – еще порядка 10–11 млн человек», – сообщил чиновник. Так, по данным МИД, на Украине и в Казахстане русские составляют более 30% населения (реально на Украине русскоговорящих не меньше половины), в Эстонии и Латвии – чуть менее 30%.

При этом только в Белоруссии русский язык имеет статус государственного. В Киргизии за русским языком закреплен официальный статус, в Казахстане он является языком общения в государственном управлении, а в Таджикистане – языком межнационального общения. В других государствах русский стал или языком национальных меньшинств, как на Украине, или вообще не имеет какого-либо статуса.

Еще одной печальной тенденцией последнего времени, по словам дипломата, стало то, что русскоговорящих в странах СНГ становится все меньше. В основном этому способствует политика некоторых государств, идущих на намеренное сокращение числа русскоязычных школ и телевизионных программ на русском. «Видимо, они забывают, что существует Европейская хартия о языках, которая запрещает ущемлять права носителей негосударственных языков», – напомнил он.

Впрочем, реально помочь сохранить русский язык за рубежом сама Россия сегодня не в состоянии. Пока поддержка ограничивается лишь тем, что по линии МИД за рубеж возят книги и фильмы на русском. Впрочем, как считают эксперты, и это уже немало.

Сотрудник Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Екатерина Канаева уверена в необходимости государственной поддержки русского языка за рубежом. «Там живут наши соотечественники, – говорит эксперт. – У них есть дети, которые остаются носителями культуры. Но они живут вне языковой среды и могут утратить связь с Россией. Чтобы этого не произошло, государство должно оказывать поддержку в виде организации языковых курсов, издания учебников, составления образовательных программ».

Однако МИД склонен предложить отстаивать право говорить на русском самим соотечественникам за рубежом.

«Соотечественники должны отстаивать свои интересы в диалоге с властями за рубежом. Если у них будет позиция в пользу русского языка, значит он будет использоваться и не погибнет, – убежден он. – Потому что язык – это надолго, государство не может его взять и запретить».

Суждение разумное. Однако в условиях проведения целенаправленной политики выдавливания русского языка и культуры из обихода стран ближнего зарубежья такой подход вряд ли можно назвать достаточным.